Время новостей
     N°10, 23 января 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  23.01.2001
Особисты, вперед!
Армейские генералы оказались "под Лубянкой"
Подписание президентского указа об окончании войсковой фазы «контртеррористической операции» в Чечне ожидалось давно. Активные слухи о предстоящем сокращении экспедиционного корпуса в мятежной республике и передаче руководства операцией из ведения Минобороны «другому силовому ведомству» циркулировали в российском военно-политическом руководстве еще накануне Нового года. Однако, как сообщали информированные источники газеты «Время новостей», практически никто не сомневался в том, что под этим «другим силовым ведомством» подразумевается МВД. Тем не менее в последний момент Владимир Путин все же решил «отписать» Чечню родной Лубянке. Созданный в соответствии с указом оперативный штаб по управлению контртеррористическими операциями на территории Северо-Кавказского региона России возглавил директор ФСБ Николай Патрушев, а подчиненным ему региональным оперативным штабом, который фактически и будет теперь управлять развернутой в регионе федеральной войсковой группировкой, руководит отныне замдиректора ФСБ Герман Угрюмов.

До сих пор руководство чеченской кампанией было возложено непосредственно на министра обороны маршала Игоря Сергеева. Борис Ельцин лично утвердил это решение в августе 1999-го, когда в ходе первого, дагестанского, этапа операции (он проводился под руководством МВД) из-за несогласованности действий федеральная группировка понесла тяжелые потери. Правда, сам маршал руководил группировкой лишь формально, куда чаще в связи с событиями на Кавказе звучала фамилия начальника Генштаба Анатолия Квашнина. Именно ему теперь и предстоит войти «по должности» в состав объединенного штаба, министр же обороны в путинском указе вовсе не упоминается (что свидетельствует о принципиальных изменениях, которые предстоят в ближайшее время в структуре руководства российским военным ведомством). Впрочем, и начальнику Генштаба в усмирении мятежной республики отныне отводится достаточно скромная роль. Расквартированные в Чечне армейские части вместе со всей остальной федеральной группировкой поступают в «оперативное подчинение» региональному оперативному штабу, то есть попадают под начало вице-адмирала Угрюмова. Кстати, подобных прецедентов в новейшей российской истории, пожалуй, еще не было. С момента распада СССР, после которого Борис Ельцин во избежание попыток реставрации режима поспешил «разоружить» чекистов, Лубянка еще ни разу не получала под свое начало столь серьезных армейских контингентов. Пусть и в отдельно взятом российском регионе.

Правда, сами военные надеются пока что избежать излишней опеки со стороны чекистов. Как пояснил газете «Время новостей» первый замначальника Генштаба генерал-полковник Юрий Балуевский, размещенная в Чечне на постоянную дислокацию 42-я мотострелковая дивизия «остается в прямом подчинении командования Северокавказского военного округа». К тому же, по словам генерала, общее руководство силовыми действиями «пока по-прежнему осуществляется командующим объединенной группировкой войск Валерием Барановым», поскольку «резкое изменение системы управления войсками может дорого стоить». Тем не менее путинский указ практически лишает Минобороны «свободы маневра»: согласно ему армейскому генералу Баранову отведена роль лишь одного из замов при чекисте Угрюмове.

Даже с учетом предстоящих сокращений экспедиционного корпуса на Кавказе в подчинении у Лубянки оказались весьма серьезные силы. Общая численность федеральной группировки, привлеченной для участия в «контртеррористической операции», составляет сегодня, по оценке помощника президента Сергея Ястржембского, «почти 80 тысяч человек». Причем в их числе одно из наиболее боеспособных соединений российской армии -- сформированная в прошлом году 42-я гвардейская мотострелковая евпаторийская (в войсках ее с издевкой называют за это курортной) дивизия в 14,5 тыс. «штыков». Плюс к тому развернутая в Чечне к минувшему ноябрю 46-я бригада внутренних войск МВД, насчитывающая около 11 тысяч военнослужащих, а также многочисленные подразделения «усиления и поддержки» из состава армии, МВД и других силовых ведомств.

Лубянка обещает изменить тактику «умиротворения» Чечни. По словам начальника управления программ содействия ФСБ Александра Здановича, ее основой отныне станут «контртеррористические точечные удары». И хотя от официальных комментариев на эту деликатную тему чекисты категорически отказываются, из приватных бесед можно понять, что Кремль все же дал «добро» на «отстрел» чеченских полевых командиров. Герман Угрюмов (в числе удачных операций проведенных под его непосредственным руководством называют недавнюю ликвидацию Ширвани Басаева) буквально на днях признавался в том, что «в ближайшее время у боевиков возникнут проблемы с руководством». Кстати, в отличие от армии силы ФСБ в мятежном регионе не только не планируется сокращать, но и, напротив того, как заявил г-н Зданович, они «будут наращиваться и для проведения спецопераций, и для усиления оперативно-розыскныой деятельности».

Юрий ГОЛОТЮК