|
|
N°9, 22 января 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Команда молодости нашей
Джордж Буш возглавил сборную ветеранов республиканской политики
Принявшего в минувшую субботу президентскую присягу Джорджа Буша комментаторы единодушно называют человеком приземленным и недалеким. Мало кто верит, что имеющегося у Буша опыта работы в нефтяном бизнесе, управления бейсбольной командой и полутора сравнительно успешных сроков на посту губернатора Техаса достаточно, чтобы править единственной сверхдержавой. Но короля, как известно, играет свита. Окончательный ответ на вопрос о перспективах нового президента должны были дать его кадровые решения. Но сегодня, когда команда почти готова, ее потенциал по-прежнему остается загадкой.
Женщина и негр
Внешнюю политику США ближайшие четыре года будут определять два человека: Кондолиза Райс и Колин Пауэлл. Эффективность действий Вашингтона на международной арене зависит во многом от того, смогут ли два этих «крепких орешка» найти общий язык.
Кондолиза Райс -- человек и пароход. За заслуги перед нефтяным гигантом Chevron, в совет директоров которого она когда-то входила, руководство компании назвало ее именем один из своих супертанкеров. Теперь верность фразы "большому кораблю -- большое плавание" придется доказывать самой Кондолизе, первой женщине на посту советника по национальной безопасности. Она специалист по Восточной Европе и России и была главным экспертом по Советскому Союзу в администрации Буша-старшего. "Конди -- единственный человек, который может объяснить мне внешнеполитические проблемы так, чтобы я понял", -- простодушно заметил как-то новый президент.
Однако госсекретарем назначил не ее, а Колина Пауэлла. Он тоже установил своеобразный рекорд: стал первым негром на этом посту. Впрочем, легендарный генерал, один из режиссеров "Бури в пустыне", глава комитета начальников штабов при Буше-старшем и без того популярен сверх меры. Улыбающийся генерал увековечен на тысячах почтовых марок и бейсбольных открыток. Книга "Мое американское путешествие" принесла ему 6 миллиардов, средний гонорар за публичную лекцию составляет 75 тысяч. Насколько генерал разбирается в международных проблемах, сказать трудно. В 1994 году Пауэлл отказался от предложения Билла Клинтона возглавить внешнеполитическое ведомство. Некоторые высказывания Пауэлла только запутывают картину: с одной стороны, он активно поддерживает намерение нового президента развернуть национальную ПРО, с другой -- высказывается за сохранение договора 1972 года, который это запрещает. В числе главных опасностей для Америки он называет те государства, которые принято называть «странами-париями», но выступает против употребления этого термина (возможно, самого популярного в лексиконе госдепартамента в последние годы). Интересно, что во время президентской кампании главным советником Буша по международным делам была Кондолиза, остальным помощникам без ее разрешения запрещалось даже давать комментарии. "Не называйте меня тираном! -- объясняла Конди. -- У нас просто хорошая дисциплина". Теперь из соображений дисциплины помалкивать в основном придется именно г-же Райс. Если она с этим не согласится, рабочего конфликта не избежать. Популярность генерала (рейтинг доверия 81%!) вряд ли ее остановит: она уже не раз доказывала свое безразличие к авторитетам. В 1989 году лидер российских демократов Борис Ельцин, который прибыл в США по приглашению правительства, находясь в Белом Доме, вдруг стал требовать личной аудиенции президента Буша. Хрупкой Кондолизе пришлось своим телом преграждать путь разошедшемуся Борису Николаевичу.
Старый солдат
В спор Райс и Пауэлла за первенство во внешнеполитических вопросах может вмешаться еще один чиновник: 68-летний министр обороны Дональд Рамсфелд.
Министром обороны он стал во второй раз. Впервые этот пост Рамсфелд занял еще в 1975 году в администрации Джеральда Форда всего в 43 года, но продержался лишь 14 месяцев и ушел после поражения шефа на выборах. Теперь, после назначения в кабинет Буша, на счету Рамсфельда сразу два уникальных рекорда: он самый молодой и одновременно самый пожилой министр обороны в истории.
Новый глава Пентагона -- радикальный консерватор. Едва возглавив министерство в 1975 году, он стал требовать немедленного увеличения оборонного бюджета и критиковал госсекретаря Генри Киссинджера за совместное с СССР сокращение ядерных вооружений. Любопытно, что теперь Киссинджер горячо приветствует назначение Рамсфельда: «Мы не всегда соглашались в деталях, но лучшей кандидатуры просто не придумаешь».
За минувшие с того момента четверть века Рамсфелд не растерял ни военных познаний, ни связей в политических кругах. Именно его сенат утвердил во главе независимой комиссии по оценке ракетной угрозы, исходящей от Ирана и Северной Кореи. В 1998 году Рамсфельд представил доклад: угроза неуклонно растет, и лучший способ защититься -- развернуть систему противоракетной обороны. Еще один «пунктик» главы Пентагона -- отношение к участию американских солдат в иностранных конфликтах. Впервые возглавивший минобороны вскоре после проигранной вьетнамской войны Рамсфельд прекрасно помнит, насколько деморализовала армию эта военная кампания. Сегодня он -- один из главных сторонников сокращения американского воинского контингента по всему миру.
Можно не сомневаться, что Белый Дом не оставит соображения Рамсфельда без внимания. Ведь нынешний вице-президент страны Дик Чейни фактически обязан министру политической карьерой: Рамсфельд взял его в свои помощники, когда еще работал в аппарате президента Ричарда Никсона, и в конце концов вознес на пост главы администрации Форда. Такие услуги не забывают.
...и все, все, все
Впрочем, потенциальные разногласия, которые могут зародиться внутри внешнеполитического блока президентской команды, -- далеко не единственный «сюрприз» Буша избирателям. Его кабинет стал, наверно, самым разношерстным из всех возможных.
Словно стараясь откреститься от обвинений оппонентов, что консерваторы -- это партия «белой кости», Буш собрал под свои знамена представителей почти всех кровей. Министром транспорта стал этнический японец Норман Минета (после сражения в Перл-Харборе во время второй мировой его со всей семьей сослали в лагерь для интернированных лиц), министерство энергетики возглавил сын ливанских эмигрантов Спенсер Абрахам, министерство труда -- китаянка Элейн Чао, министерство жилищного строительства и городского развития -- кубинский беженец Мелькидес Мартинес... (Ни японцы, ни кубинцы американскими министрами раньше не были.) Для полноты картины в списке не хватает, пожалуй, только русского.
Впрочем, двумя другими назначениями Буш легко перечеркнул это интернациональное начинание. Кандидатуры министра юстиции Джона Ашкрофта и министра внутренних дел Гэйл Нортон вызывают ужас у либералов. Убежденный консерватор Ашкрофт прославился кампанией, которую он развернул против одного чернокожего судьи верхового суда Миссури, осмелившегося выступить против смертной казни: Джон обвинил его в содействии преступникам. Репутация Ашкрофта настолько одиозна, что Бушу пришлось убеждать проголосовать за него даже своих однопартийцев -- сенаторов умеренных взглядов. Демократы просто в шоке. «За исключением, пожалуй, сенатора Джесси Хелмса, я не знаю другого человека в США, который столь же безгранично нарушал бы права человека, как Ашкрофт», -- говорит президент фонда «Народ за американский путь» Ральф Нис.
Не меньшие протесты вызывает и кандидатура Гэйл Нортон, министра внутренних дел еще у Рейгана. Она не скрывает, что на своем посту будет добиваться возобновления нефтедобычи на территории нескольких американских заповедников.
...Чиновников, назначенных Бушем, объединяет только одно: все они успели поработать в администрациях разных республиканских президентов. Похоже, именно это обстоятельство и стало для них пропуском на возвращение в большую политику. Отрезанный от государственных дел локальными техасскими проблемами, Буш просто не имел выбора -- ему пришлось ставить на людей, фамилии которых на слуху в консервативных кругах.
Уже ближайшее будущее покажет, повезло ли Бушу в этой своеобразной «русской рулетке» и сможет ли его команда управлять страной. Забавный момент: назначенный министром энергетики Спенсер Абрахам последние несколько лет вел борьбу за... закрытие этого, по его мнению, неэффективного ведомства.
Евгений АНТОНОВ