|
|
N°9, 22 января 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Добро пожаловать в тюрьму
Истории с задержанием российского или советского чиновника высокого ранга скорее можно считать не исключением, а правилом.
В дореволюционный период такое было возможно лишь в странах Востока. Довольно регулярно сажали российских посланников турецкие султаны -- как правило, это происходило во время очередной русско-турецкой войны. Иногда и сами русские представители вели себя не лучшим образом, например, князь Меньшиков вошел в 1853 г. в тронный зал задом наперед. А в Персии после подписания невыгодного для шаха договора, подводившего итоги войны 1828--1829 гг., власти инспирировали нападение на русское посольство, в ходе которого были убиты почти все его сотрудники, в том числе и посол Александр Грибоедов.
Максимум, что могли позволить себе в начале ХХ века даже не слишком доброжелательные европейцы (Германия и Австро-Венгрия), -- это выпроводить из Берлина и Вены после шпионских скандалов русских военных агентов.
Чаще такие инциденты случались в первые годы существования советской власти. Так, в Великобритании в конце 1917 -- начале 1918 г. были арестованы официальные представители Совнаркома Леонид Красин и будущий нарком иностранных дел Максим Литвинов. Похожая участь ждала советских эмиссаров и в других странах Антанты. То же самое произошло и с советскими представителями в Финляндии во время продолжавшейся там с января по май 1918 г. гражданской войны. Миссия во главе с Борисом Жемчужиным была арестована в полном составе, а некоторые ее сотрудники, в том числе и руководитель, расстреляны.
В Германии в 1918--1919 гг. успели посидеть в тюрьме два видных деятеля большевистской партии -- Карл Радек и Александр Иоффе. Впрочем, в данной ситуации было за что: своей служебной деятельностью они занимались в свободное от пропагандистской работы время.
В 1927 г. к власти в Китае пришел Чан Кайши. Он и его соратники решили обезвредить советских дипломатов и военных советников, которых они считали виновными в подготовке коммунистического заговора. Военным пришлось срочно покинуть Китай, а посольству в Пекине -- выдержать настоящую осаду, поскольку полицейские хотели забрать в участок даже полпреда, первого и второго секретарей.
С прекращением экспорта революции прекратилась и практика ареста советских представителей. Можно, наверное, вспомнить, что в 1941 г. не были арестованы видные сотрудники советского посольства в США, несмотря на то что некоторые из них были уличены в промышленном шпионаже. Дело ограничилось высылкой.
В 1977 г. забавный эпизод произошел в Мексике. На очередной съезд местной компартии поехала делегация КПСС, которую возглавлял первый секретарь ЦК компартии Латвии Восс. Он постоянно пребывал в состоянии сильного опьянения и едва не был арестован за потасовку с местными хулиганами. Положение спас один из видных сотрудников международного отдела ЦК Карен Брутенц, сунувший громилам и полицейским всю имевшуюся у него валюту.
Павел АПТЕКАРЬ