Время новостей
     N°113, 29 августа 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.08.2000
Нескончаемый отдых
В железнодорожных кассах курорта не осталось ни одного билета
Покинуть курорт гораздо труднее, чем попасть на него. То, что творится сейчас на железнодорожном вокзале Сочи, можно описать двумя словами: сущий ад. Толпы разъяренных людей осаждают кассы. Кассирши даже не смотрят на мониторы своих компьютеров и с плохо скрываемым раздражением отвечают: "Билеты есть только на 10 сентября!.." У кабинетов начальников станции, вокзала, военного коменданта и начальника линейного отдела внутренних дел -- длиннющие очереди. Все просят "войти в положение", помочь, оказать содействие...

О том, что в конце августа число желающих покинуть Сочи достигнет пика, местные железнодорожники знали и готовились заранее. Такое случается каждый год -- десятки тысяч семей увозят своих чад от моря, чтобы они успели к началу учебного года. Но еще месяц назад, когда в кассах ежедневно оставались невыкупленные билеты, никто не предполагал, что традиционный августовский пик достигнет небывалой отметки.

По приблизительным подсчетам железнодорожников, в невольных заложниках курорта остаются более 100 тысяч человек. Сочинцы просят МПС выделить дополнительные составы, но понимают, что помощь маловероятна: все резервы уже задействованы. Сейчас из Сочи ежедневно отправляются 38 пассажирских поездов, они увозят с курорта 25 840 человек. Это потолок, выше которого уже не "прыгнуть". Слишком мала пропускная способность одноколейного Черноморского участка Северо-Кавказской железной дороги. Возможно, к поездам будут прицеплены дополнительные вагоны, но проблемы они не решат.

Кстати, ничуть не легче с "эвакуацией" и с других курортов Краснодарского края. Такие же, как в Сочи, очереди за железнодорожными билетами стоят в Анапе, Геленджике, Новороссийске, Туапсе. А билетов нет! Между тем общее число отдыхающих на курортах не больше прошлогоднего. Но в 1999 году ничего подобного не наблюдалось. Причина одна -- нынешним летом для абсолютного большинства людей стал недоступным авиационный транспорт. Авиабилеты дороже железнодорожных в среднем в пять раз. И если железнодорожники на 30% увеличили число составов, следующих на юг, то авиаторы в сравнении с прошлым годом на те же 30% сократили число рейсов в Сочи и другие порты побережья. Даже сейчас желающих отправиться с курортов самолетом негусто. В территориальных воздушных агентствах тишь и благодать.

Пару недель назад на эту проблему обратил внимание отдыхавший в Сочи полномочный представитель президента России в Южном федеральном округе Виктор Казанцев. В интервью местным журналистам он пообещал устроить "разбор полетов" по итогам курортного сезона и выяснить, почему воздушные перевозчики так высоко "задрали" цены. Авиаторы, не дожидаясь "разбора", с цифрами в руках доказали генералу, что их услуги стоят ровно столько, сколько должны стоить, а вот стоимость железнодорожных билетов давно не соответствует реалиям. Об этом же говорят и железнодорожники: сейчас пассажиры платят только 19% от суммы, которую должны были бы платить. И нынешний ажиотаж у касс железнодорожники связывают в том числе и с ожидаемым с 1 сентября повышением цен на железнодорожные билеты.

И все-таки главное, что заставляет людей уезжать с курортов именно сейчас, -- начало учебного года. Многие готовы переплатить, чтобы успеть отправить детей в школу. Ситуацию предвидели разные "темные" личности, которые в эти дни неплохо наживаются. Так, в Сочи возле железнодорожных касс постоянно дежурят молодые люди, предлагающие билеты куда угодно, но в два раза дороже. А если подойти к составу перед его отправлением, то всегда можно найти "сердобольного" проводника, который возьмет попутчика в свое купе. Вознаграждение определяется так: стоимость билета до места назначения умножается на полтора.

Хорошо забытое «Рязанская железная дорога, известная больше публике под названием костоломки продолжает удивлять мир своими порядками. Так, рассказывают, что в настоящее время по этой дороге совершенно невозможно ездить в третьем классе потому, что общество, говорят, наваливает в этом классе публику не по количеству мест, а «на глаз». Особенно жутко от таких «наваливаний» на глаз приходится несчастным рабочим, стремящимся в Москву по Рязанской дороге тысячами. В вагонах лавки устроены продольно и расстояния между ними очень узки, приходится ущемлять один другому колени. Публика размещается в проходах, влезает на спинки лавок. Залегших под лавку и задремавших будят ударом ноги в бок, а претендующих на такое обращение грозят выбросить на станции».

«Русские ведомости», 30 апреля 1872 г.


Игорь ГЛАНИН, Сочи