|
|
N°9, 22 января 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бензин все равно подорожает
Этому не помешают финансовое оздоровление в регионах и борьба антимонопольных комитетов с нефтяниками
С середины января большинство отечественных нефтяных компаний активно занялось заключением договоров с администрациями регионов на поставку бензина и дизельного топлива в текущем году. Прежде всего им предстоит определить объемы ежемесячных поставок, в том числе для проведения весенне-полевых работ. Однако в этом году ситуация с поставками коренным образом отличается от предыдущих лет.
В текущем году, как отмечают эксперты, нефтяники значительно сократят объемы поставок нефтепродуктов, выделяемых напрямую администрациям областей. Связано это с тем, что практически все предыдущие годы губернаторы требовали от нефтяных компаний резервировать для них в несколько раз больше топлива, чем они в состоянии были забрать. Теперь же поставки горючего будут строго соответствовать финансовым возможностям регионов. Вместе с тем представитель одной крупной нефтяной компании, пожелавший остаться неназванным, отметил, что «живые» деньги у регионов сейчас появились. "Скажем, одна из областей центра России, уже больше года не платившая поставщикам топлива сотни миллионов рублей долга несмотря на уговоры и арбитражные суды, в январе вдруг "нашла" средства".
По мнению торговцев нефтепродуктами, вновь избранным губернаторам уже не приходится разъяснять пиаровскими методами необходимость расплачиваться с нефтяниками «живыми» деньгами -- они это уже понимают. Правда, и нефтяникам сегодня гораздо сложнее строить отношения с новыми губернаторами, чем раньше: позиция местных властей стала жестче.
Еще одной проблемой торговцев топливом на местах являются действия ведомств федерального подчинения, например антимонопольные комитеты. Как это произошло в Санкт-Петербурге. С подачи одной из небольших топливных компаний -- АО "Фаэтон" -- антимонопольное управление обвинило городскую администрацию в нарушении законодательства. Топливный рынок Петербурга поделен практически в равных пропорциях между Петербургской топливной компанией (ПТК), близкой к горадминистрации (ей принадлежит 14,5% акций ПТК), и Балтийской финансово-промышленной группой (БФПГ). Они контролируют примерно по 40% продаж, остальные 20% приходятся на ЛУКОЙЛ, "Славнефть", а также ряд местных операторов, в том числе и "Фаэтон", который счел свои права нарушенными. Учитывая, что практически все области России поделены между крупными нефтяными компаниями, контролирующими в этих регионах более 60% рынка, наступивший год может стать для них годом борьбы с чиновниками антимонопольных комитетов.
Что же касается розничных цен на бензин, то они, вопреки предсказаниям экспертов, с начала года не только не увеличились, но в ряде регионов даже снизились. Как это, к примеру, произошло в Ульяновской области и Самаре (цены уменьшились на 2,5%). Так что увеличение акцизов на моторное топливо с 1 января 2001 года при одновременной отмене ряда налогов с оборота пока не привело к росту розничной цены на бензин марки Аи-92 приблизительно на 3,5--4%, как предсказывалось ранее. В Москве бензин Аи-92 стоит на уровне 8,1 руб. за литр. Не отмечено и увеличения продаж суррогатного топлива за счет использования неподакцизного прямогонного бензина, как это предсказывал глава Российского топливного союза Сергей Борисов.
Вместе с тем большинство экспертов отмечают, что нынешняя идиллия на розничном рынке продлится не долго. Большинство нефтеперерабатывающих заводов уже готово увеличить отпускные цены на бензин на 10--15%, а это значит, что к концу февраля стоит ожидать соответствующего повышение цен и на АЗС.
Виктор МАТВЕЕВ, Санкт-Петербург, Алексей ЗЕМЦОВ