|
|
N°8, 19 января 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В гостях у Буша
Инаугурацию президента США Павел Бородин посмотрит по телевизору
Впервые в истории России и США перед американским судом предстал высокий представитель отечественной номенклатуры. Вчера вечером (по московскому времени) госсекретарь союза России и Белоруссии Павел Бородин оказался в роли подсудимого, а окружной федеральный судья Бруклина решал вопрос о его выдаче швейцарскому правосудию, которое подозревает чиновника в отмывании денег. Со среды на четверг бывший управделами Кремля, распоряжавшийся собственностью, оцениваемой в десятки миллиардов долларов, провел ночь в бруклинской тюрьме. Условия в ней российский посол в Штатах Юрий Ушаков назвал «минимально приемлемыми»: «по крайней мере, в камере он был один». Российский же адвокат г-на Бородина Генрих Падва в интервью телекомпании НТВ отметил, что эти условия «гораздо лучше, чем в российских тюрьмах».
Агенты ФБР задержали Павла Бородина прямо в аэропорту им. Кеннеди сразу после прилета. Ордер на его арест был выдан 31 января 2000 года, однако, как утверждают источники газеты «Время новостей» в Вашингтоне, в действительности основанием для задержания послужил запрос женевского следователя Даниэля Дево, ведущего дело против г-на Бородина. Запрос был направлен в США неделю назад. Г-н Дево очень торопился, когда его готовил, поскольку за несколько дней узнал о намерении Павла Бородина отправиться в Штаты на инаугурацию Джорджа Буша. О спешке свидетельствует то, что запрос не снабжен документальными обоснованиями, которые швейцарская прокуратура обещает предоставить позднее вместе с формальным требованием об экстрадиции.
Павел Бородин прилетел в США по приглашению спонсора нового американского президента, бизнесмена Джеймса Зенга, который входит в инаугурационный комитет. Г-н Зенга, судя по всему, намеревался обсудить с Павлом Бородиным свой российский бизнес. Но вчера, несмотря на неприятности со своим гостем, он не подавал признаков жизни.
Джеймс Зенга, судя по всему, выслал г-ну Бородину частное приглашение и билет на торжества по случаю инаугурации. Однако очевидно, что г-н Бородин счел свою поездку официальной. То же подумал и президент Белоруссии Александр Лукашенко, выписавший ему командировочные. В России и Белоруссии все были уверены, что Павел Бородин едет в США как международный чиновник, имеющий иммунитет. Впрочем, статус госсовета союза России и Белоруссии довольно сомнителен -- это образование не имеет представительств за рубежом, и является ли оно субъектом международного права, пока неясно. Госдеп вчера уже заявил, что не считает г-на Бородина лицом, обладающим дипломатическим иммунитетом.
Положение Павла Бородина ухудшило еще и то, что он въехал в США по общегражданскому паспорту. В его дипломатический паспорт «не успели поставить визу» и только вчера отправили его в США с дипломатической почтой. По утверждению чиновников исполкома СНГ, перед поездкой госсекретаря их заверяли в американском посольстве, что никаких проблем с въездом г-на Бородина не будет. Однако, как уже после его задержания пояснили газете «Время новостей» в российском МИДе, даже диппаспорт не гарантировал ему неприкосновенность. Владелец диппаспорта считается экстерриториальным только во время служебных командировок, а приглашение г-н Бородин получил частное.
Российский адвокат Павла Бородина Борис Кузнецов заявил газете «Время новостей», что рассчитывает, что «дипломатическая неприкосновенность будет подтверждена». Г-н Кузнецов заявил, что, «возможно, сам вылетит в США в пятницу». А вчера отечественного чиновника защищали американские граждане -- бывший окружной прокурор Бруклина Реймонд Левитис и партнер г-на Кузнецова, скандально известный выходец из СССР Эммануил Зельцер.
Как заявили газете «Время новостей» в посольстве России в США, там «бросили все силы» на защиту узника, поддерживают «постоянный контакт с ФБР, госдепартаментом, адвокатами» и «надеются на лучшее».
В России и Белоруссии задержание Павла Бородина вызвало бурную реакцию. Российская прокуратура утверждает, что американцы «допускают ошибку». В Белоруссии подозревают, что арест направлен на развал ее союза с Россией. Сам г-н Бородин, естественно, заявляет, что произошедшее с ним -- «политическая провокация». Однако, по данным информированных источников газеты «Время новостей» в Вашингтоне, скандал стал для новой администрации Джорджа Буша неприятной неожиданностью. Там, утверждают источники, хотели бы как можно скорее закончить эту историю. Министр юстиции администрации Клинтона Джанет Рино сообщила вчера, что команды старого и нового президентов «провели консультации» по этому вопросу, заверила журналистов в том, что «узнала о случившемся постфактум» и уклонилась от ответа на вопрос, каковы будут конкретные действия администрации. Ее уклончивость понятна: арест и возможная выдача Павла Бородина -- следствие соответствующих соглашений США и Швейцарии, то есть дело, находящееся исключительно в компетенции суда.
Президент Владимир Путин вчера промолчал. По данным газеты «Время новостей», в Кремле не очень хорошо понимают, что делать с арестантом, и раздраженно недоумевают, как он ухитрился попасть в такое дурацкое положение.
Расследование, обернувшееся арестом Павла Бородина в нью-йоркском аэропорту, швейцарские власти начали еще в середине 1998 года. Зачинателем его стала тогдашний генпрокурор этой страны Карла Дель Понто, которая инициировала следствие по фактам сомнительных операций фирмы «Мерката трейдинг» -- основного партнера компании «Мабетекс», выступавшей главным подрядчиком реконструкции кремлевских объектов. Как выяснилось, в руководстве «Меркаты» оказались близкий к экс-премьеру Черномырдину предприниматель Виктор Столповских и, что самое неприятное, зять г-на Бородина, Андрей Силецкий. В ходе следствия швейцарская прокуратура пришла к выводу, что фирма «Мабетекс» передала в качестве взяток за полученные подряды российским чиновникам и их родственникам в общей сложности около 60 млн долларов. Российская Генпрокуратура по инициативе ее бывшего руководителя Юрия Скуратова также начала свое расследование и возбудила уголовное дело. Однако в минувшем декабре оно было прекращено за отсутствием состава преступления.
Евгений АНТОНОВ, Дмитрий ВОЛКОВ, Аркадий ДУБНОВ, Федор ЛУКЬЯНОВ,Филипп Стеркин, Юрий АНДРЕЕВ, Минск