|
|
N°113, 29 августа 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Большая перемена
В главном театре страны появился новый гендиректор
Президентским указом Большой театр передан в ведение Министерства культуры. В некотором смысле это понижение статуса -- прежде делами главного театра страны занималось правительство и президент. Ныне министр культуры Михаил Швыдкой получил возможность осуществить необходимые реформы по собственному плану. Это уже не первый «сладкий кусок», который предприимчивый министр присоединил к своему прежде довольно неказистому пирогу. Впрочем, как и в случае с Министерством кинематографии, финансирование «отдельной строкой» театру обещают сохранить.
Имя нового руководителя Большого сам театр узнал лишь вчера из интервью Михаила Швыдкого «Эху Москвы». Это имя ничего не скажет большинству наших читателей -- он не музыкант, не танцор, не артист. Его зовут Тахир Адельянович Иксанов, хотя для коллег сложное татарское имя давно упрощено до Анатолия Геннадиевича. Что характерно, он питерец. Закончил ЛГИТМиК (тамошний ГИТИС), кафедру театрального менеджмента. Стажировался в Америке, издал брошюру, посвященную фандрайзингу, то есть умению добывать деньги на культуру. Карьеру сделал в БДТ, где в конце концов стал директором, причем, по мнению питерских театральных кругов, очень хорошим. По мнению тех же кругов, страдал там «от невозможности как следует развернуться». Некоторое время назад был взят в Москву, на канал «Культура», тут же начал мучиться ностальгией и ездить в родной театр на каждую премьеру. В начале лета по Питеру пронеслась весть, что «Иксанов возвращается» -- Юрий Темирканов пригласил его директорствовать в свою филармонию. Но тут возник Большой театр -- а от такого не отказываются. Что-что, а развернуться тут есть где.
Об Иксанове также известно, что он добрый, мягкий человек, корректный в художественных вопросах, грамотный в театральных делах. Рассказывают, что еще и давний приятель Михаила Швыдкого. К музыке отношения не имеет, в молодости увлекался фехтованием, семья живет в Питере.
То есть известно только хорошее, если не считать музыкальной части вопроса. Но, в конце концов, Иксанова ведь берут в Большой театр хозяйственником. Как говорил Михаил Швыдкой, важно, чтобы руководитель знал, что коробку театра приспосабливают к нуждам сцены, а не наоборот, а уж это бывший директор БДТ знает хорошо. Придуманная для Иксанова должность называется неуклюже -- «генеральный административный директор». По мысли Швыдкого, теперь, когда «начинается один из самых сложных периодов» в истории театра, она и будет самой главной. Кого назначить на вторую по значению должность -- «генерального художественного директора», похоже, Швыдкой еще не решил. Из его уст, правда, вылетели три имени -- Александр Лазарев, Евгений Светланов, Геннадий Рождественский. Последнему Швыдкой «по-человечески» отдал предпочтение из-за душевных качеств. Но все это люди известные и занятые, и так просто с ними не договоришься. Менять свою налаженную жизнь на кипение страстей и честолюбий в Большом согласится не всякий.
Впрочем, в ближайшем будущем художественному руководителю в Большом театре как раз развернуться будет нелегко -- потому что это негде будет сделать. В президентском указе объявлены свежие сроки грядущей чемоданной жизни театра. С лета 2002 года должна начаться реконструкция основного здания. До этого должно закончиться строительство филиала.
Екатерина БИРЮКОВА