|
|
N°8, 19 января 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Франция признала геноцид
Турция обиделась
Единодушное одобрение Национальной ассамблеей Франции резолюции о «публичном признании армянского геноцида 1915 года» вызвало незамедлительную реакцию со стороны Анкары. Многочисленные предупреждения в адрес французских властей о негативных последствиях такого решения были подкреплены отзывом для консультаций чрезвычайного и полномочного посла Турции в Париже Сенмеза Кексала.
Так или иначе, решение французских парламентариев уже обрело законную силу и вряд ли будет пересмотрено под нажимом Анкары. Напомним, что по армянским подсчетам в 1915--1917 годах в результате этнического преследования со стороны Оттоманской империи лишились жизни 1,5 млн проживавших в ее восточных районах армян. По турецкой версии, жертв было 300 тыс., а причиной массовых убийств армян была общая нестабильность в стране, а не целенаправленная этническая чистка.
Хотя французские парламентарии пытались подчеркнуть, что их резолюция направлена на восстановление исторической правды, а не на осуждение современной Турции, Анкара с этим решительно не согласна. Турецкие газеты поспешили заявить, что голосование было проведено в угоду 400 тыс. живущим во Франции армянам.
Но если в данном конкретном случае удар по репутации Анкары можно при желании объяснить активностью армянских лоббистов, то о решении Европарламента, поставившего Турцию перед сложной дилеммой, этого не скажешь. Турция стучится в двери ЕС и уже получила статус кандидата, но европарламентарии обусловили ее вступление в ЕС многочисленным условиями, в том числе признанием армянского геноцида.
В прошлом году Анкаре удалось добиться от Билла Клинтона отзыва аналогичного законопроекта из американского конгресса под предлогом того, что его принятие может разжечь напряженность на Ближнем Востоке. Поразмыслив, американцы решили не ставить под угрозу свое военно-политическое присутствие в Турции. Для Парижа все выглядит по-другому -- Анкара хочет попасть в «общеевропейский дом», но при этом во всем равняется на Вашингтон, отдавая ему самые лакомые военные заказы (последний пример -- тендер на закупку боевых вертолетов).
В контексте споров между Европой и США по поводу обедненного урана, ПРО и европейской армии (кстати, именно Турция заблокировала в конце прошлого года переговоры о взаимодействии между создаваемыми силами быстрого реагирования ЕС и НАТО) решение французского парламента является знаковым. Оно еще раз показало, что ориентация на Вашингтон не гарантирует Турции достойного места в Европе. Для этого нужно говорить с европейцами, ждущими от Турции покаяния в прегрешениях Оттоманской империи.
Александр ТИМОФЕЕВ