|
|
N°7, 18 января 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Театр, цирк, балаган"
Советник президента обругал правительство
По информации газеты «Время новостей», в ближайшие дни (возможно, уже сегодня) финансовые ведомства стран «большой семерки» сделают специальное заявление относительно просьбы России о реструктуризации части советского долга. Формулировка заявления -- «Россия способна обслуживать свой долг» или «Россия способна осуществлять платежи в полном объеме» -- была предметом интенсивных консультаций между кредиторами. Это означает, что министры финансов стран-кредиторов не хотят разговаривать с Россией о реструктуризации ее долга. И к этому их может понудить только вышестоящее начальство.
Но суть этого заявления будет уже не очень важна -- крест на планах правительства добиться реструктуризации долга бывшего СССР поставил Андрей Илларионов. Вчера советник президента собрал пресс-конференцию в агентстве Интерфакс, на которой буквально подверг обструкции решение кабинета министров сделать в 2001 году лишь частичные выплаты странам Парижского клуба.
Речь г-на Илларионова изобиловала оскорбительными выражениями в адрес Белого дома. «По содержанию, -- заявил советник президента, -- принятое решение соответствует известному выражению «больше чем преступление -- это ошибка», а по форме это театр, это цирк, это балаган». Последние три недели, в течение которых чиновники кабинета объясняют кредиторам и обществу, почему правительство выплатит по линии Парижского клуба 1,24 млрд долл. вместо 3,5 млрд, г-н Илларионов назвал «дурным сном». У кредиторов, полагает он, действия российского правительства вызывают «удивление, расширяющееся до недоумения, переходящего в глубокое изумление».
По мнению советника президента, «на ставший почти гамлетовским вопрос «платить или не платить?» есть один ответ -- платить, потому что платить надо, можно и выгодно». «Аргументы о том, что эти платежи не заложены в бюджет, не выдерживают критики и в приличном обществе не могут быть произнесены», -- считает г-н Илларионов. Россия, по его словам, занимает всего лишь 62-е место в мире по показателю «отношение выплат по внешнему долгу к ВВП». За последние пять лет этот показатель для России составляет 3,8%, и даже в «пиковом» 2003 году он достигнет только 6%. В то же время для Венгрии за последние пять лет соотношение составляло 20%, для Мексики -- 10,5%, для Аргентины -- 9%, для Таиланда -- 8,5%, для Турции -- 7,5%, для Бразилии -- 6%. Ссылки на то, что прогнозируемое снижение цен на нефть подкосит способность России обслуживать внешний долг, Андрей Илларионов считает безосновательными: «Подавляющее большинство этих стран не имеет нефти вообще».
Отдельного пассажа со стороны советника Владимира Путина удостоился премьер Михаил Касьянов, заявивший на днях, что правительство вынуждено пожертвовать репутацией, дабы сохранить основы для роста экономики и не подвергать рискам социальную ситуацию. «Шокирующее непонимание того, что долг -- это обратная сторона кредита доверия. Репутация -- это и есть доверие», -- сказал советник президента. Резюмируя, он заявил, что в целом действия правительства «направлены прямо на снижение конкурентоспособности российской экономики», а рост промышленного производства уже прекратился -- в ноябре снижение составило 0,6% по отношению к октябрю.
После получаса подобных выводов логично было бы ожидать, что Андрей Илларионов скажет: «Будучи полностью несогласным с проводимой экономической политикой, я принял решение подать в отставку».
Но он не сказал. Напротив, на последовавший вопрос, согласен ли Владимир Путин с его взглядами, советник президента ответил: «Это не мои взгляды. Это взгляды президента. Президент сказал после встречи с канцлером Шредером, что Россия будет выполнять свои финансовые обязательства. Я думаю, так и будет (пауза) в конечном итоге».
Собственно, после демарша г-на Илларионова России ничего другого и не остается. В восприятии любого кредитора (и не только кредитора) подобное брожение умов в рамках правительства и президентской администрации одной страны выглядит именно как «театр, цирк, балаган», что полностью перекрывает для России переговорные возможности. Впрочем, убежденного в ненужности переговоров Андрея Илларионова это не беспокоит. На вопрос газеты «Время новостей», на что, по его мнению, должны реагировать члены Парижского клуба -- на письма от вице-премьера Алексея Кудрина или на публичные заявления советника президента, г-н Илларионов ответил: «Кредиторы примут то решение, которое сочтут для себя выгодным». И в этом он, безусловно, прав.
В неформальном порядке высокопоставленный чиновник кабинета заявил газете «Время новостей»: «Политического решения «не платить» действительно принято не было. И к февралю, когда нам предстоит большой, но незапланированный платеж Парижскому клубу, хотелось бы услышать мнение президента по этой проблеме. Пока же правительство действует по своему плану. Если президент скажет, что нужно платить, мы попытаемся его убедить в своей правоте».
Ну что же, так или иначе президенту, видимо, придется поруководить правительством. В конечном итоге.
Андрей ДЕНИСОВ