|
|
N°113, 29 августа 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ремонт - делу венец
С Гнесинской школой-десятилеткой все будет хорошо, но не сразу
Последние годы в различных СМИ активно обсуждались проблемы гнесинских музыкальных заведений. Пять Гнесинок -- Российская академия музыки, Государственное музыкальное училище, школа-десятилетка, школа-семилетка и музыкальный колледж -- отличаются друг от друга не только статусом, но и величиной бюджета. Если школа-семилетка, по сути являющаяся одной из многочисленных московских ДМШ, и колледж, в котором обучение платное, существуют более или менее спокойно, то три их собрата постоянно обращают на себя внимание властей и прессы. В самом прискорбном положении находится училище, которое порой не может даже оплатить коммунальные услуги: в 11-этажной панельной башне неоднократно отключали свет, по причине долгов прекращался учебный процесс. Не намного лучше чувствует себя академия, руководство которой неоднократно обвиняли в финансовых махинациях, воровстве и коррупции. Школа-десятилетка финансово более стабильна (здесь всегда вовремя платят зарплату педагогам и стипендию учащимся), она принадлежит не Министерству культуры (как академия и училище), а Комитету по культуре города Москвы, который, впрочем, тоже не выполняет нормативы финансирования по ремонтным работам.
Гнесинская десятилетка -- одна из немногочисленных российских школ, в которой дети одновременно получают профессиональное музыкальное и общее образование. Каждый год из ее стен выходят около тридцати юношей и девушек; многие из них по-настоящему талантливы, иные -- просто способны, но абсолютно все -- хорошие профессионалы и грамотные музыканты. Среди выпускников много известных музыкантов -- Виктор Пикайзен, Наталья Шаховская, Александр Рудин, Александр Князев, Борис Березовский (не олигарх, а пианист -- лауреат Конкурса имени Чайковского), Иван Монигетти... Для самого знаменитого питомца школы Евгения Кисина она стала единственным университетом: прилежно проучившись в ней одиннадцать лет (считая подготовительный класс), Кисин с выпускного бала пустился в дальние странствия, мгновенно став легендой мирового пианизма. (В школе до сих пор живы легенды о том, как Женя блестяще сдавал литературу и историю.) За последние десять лет престиж Гнесинки существенно возрос: среди музыкальных заведений России она стоит на первом месте (изящно обогнав своего вечного конкурента -- Центральную музыкальную школу), сюда в разное время отдавали учиться своих детей Юрий Башмет, Виктор Третьяков и даже Иосиф Кобзон.
Несколько десятилетий школа живет в старинном особняке на Знаменке, история которого достойна истории самой школы. Небольшой дом с колоннами в тенистом сквере, спрятанный от суеты Арбатской площади белокаменным монстром Министерства обороны, знаменит не только тем, что оттуда по пятнадцать часов в день раздаются музыкальные звуки. Во второй половине XVIII века особняком владел граф Роман Воронцов, который сдавал его итальянским антрепренерам. Здесь ставились оперы и проходили концерты; особняк долго величали Знаменским оперным домом -- до открытия Большого, это был по существу первый оперный театр столицы. В XIX столетии здесь была гимназия, в середине ХХ века сюда переехала Гнесинская школа-десятилетка. И все было бы хорошо, если б в один прекрасный весенний день сюда не нагрянули дяди и тети из Комитета по культуре города Москвы -- учредителя школы.
Осмотрев здание, находящееся в аварийном состоянии (годы берут свое, а денег на ремонт, естественно, нет), чиновники выразили крайнее недовольство администрацией. Поползли слухи, что школу выселят, и тут началась паника. Дело в том, что с соперницей Гнесинки -- Центральной музыкальной школой -- уже сыграли в такую игру: вывезли из Собиновского переулка, переселили к черту на рога и... забыли. В результате именитая ЦМШ-13 медленно деградирует. Естественно, что с Гнесинкой эта история могла повториться. Спору нет: Знаменский особняк действительно в плачевном виде, и спасти его может только капитальный ремонт. Но настрой Комитета по культуре страшен. Правда, когда директор школы Михаил Хохлов вник в дело, то оказалось, что деньги на ремонт по закону должен давать сам учредитель -- Комитет по культуре, который и затеял всю историю.
Страсти могли бы разгораться и дальше, если бы в истории не появился еще один персонаж. В начале августа сюда нагрянул мэр Москвы. Юрий Михайлович распорядился по-царски: школе выделят деньги на капитальный ремонт, этой осенью ее частично переселят в помещение Гостиного двора, а к особняку пристроят флигель (который там когда-то был). Сверх того школе под интернат отдают соседний жилой дом (который давно собирались расселять), а также близлежащие территории под спортивную площадку. «У этих детей должно быть все», -- сказал Лужков и уехал, пообещав не спускать глаз со школы. На днях будут подписаны последние бумаги, и процесс пойдет, причем мэр планирует исполнить задуманное в кратчайшие сроки. Здание от школы не куда не денется, даже если все радужные планы окажутся только иллюзией (а такое, как показывает практика, случается часто). История с талантливыми чадами обещает счастливый финал -- при условии, что за время строек и ремонтов не случится рокировок в московском правительстве.
Михаил ФИХТЕНГОЛЬЦ