|
|
N°7, 18 января 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Три недели взаперти
Чехия продолжает сражение за телепринципы
Чешские тележурналисты полны решимости окончательно извести партийную скверну на своем рабочем месте. Вчера они заняли помещение дирекции общественного Чешского телевидения, объявили незаконным все руководство, назначенное ушедшим недавно в отставку с поста генерального директора Иржи Годачем, и провозгласили новым гендиректором Ладислава Палуску.
В конце прошлой недели палата представителей одобрила новые принципы формирования совета по делам телевидения и радиовещания, которые, как считается, несколько уменьшат потенциальную зависимость электронных СМИ от воли партийных лидеров.
Против законопроекта, предложенного фракцией правящей социал-демократической партии и коалицией четырех правоцентристских партий, выступили коммунисты (телекризис они называют «правым путчем, спровоцированным врагами настоящей демократии») и фракция Гражданской демократической партии (что неудивительно, поскольку Иржи Годача обвиняли как раз в непомерной чуткости к прихотям лидера ГДП Вацлава Клауса). Тот же Клаус придал марафонскому заседанию палаты депутатов нужную драматичность, бабахнув кулаком по столу в тот момент, когда один из поддерживающих требования журналистов депутатов клеймил телепроиски ГДП. Вскоре процесс законотворчества оживил зритель, пытавшийся громко прокомментировать ход заседания с публичной галереи, но того быстро вывели полицейские. А лидер ГДП в очередной раз продемонстрировал, что в Чехии найдется мало равных ему политиков во владении политтехнологиями: уже в ходе заседания Клаус смог согласовать позиции с социалистами, и в результате были «проголосованы» поправки к закону, не слишком устраивающие бастующих журналистов и демократическую общественность. На вечер 20 января в центре Праги назначен очередной митинг -- за свободу слова чешские граждане намереваются бороться до полной победы.
«Рождественский телекризис» здесь сравнивают с эпохой «бархатной революции»: с той поры с такой степенью настойчивости чешское общество не требовало от властей отчета за их порой неблаговидные поступки. «Телевидение -- для людей, а не для политиков» -- вот главное требование улицы. В этом и проблема: приходится сейчас решать те вопросы, которые представлялись уже давно решенными. Один из революционных репортеров, бывший корреспондент ЧТ в Москве Либор Дворжак, в первые дни профессионального бунта несколько растерянно сказал мне: «Я никогда не предполагал, что такое возможно. Десять лет мы не чувствовали угрозы свободе печати, и вдруг выяснилось, что такая угроза реальна». «Телевизионный кризис окажет разрушительный эффект на чешскую политику и общественную мораль, -- предупреждает комментатор одной из столичных газет, -- потому что важные для страны решения вновь вынуждает принимать улица». Большинство обозревателей сходятся во мнении, что схема отношений между политиками, средствами массовой информации и гражданами оказалась выстроенной скверно, а общественность не смогла с помощью созданных за годы реформ структур гражданского общества достаточно эффективно проконтролировать власть. «Мы боролись не против Иржи Годача, -- подчеркнул председатель забастовочного комитета журналистов Мартин Декой. -- Мы боролись за свои принципы». Он прав: Годач -- четвертый по счету генеральный директор ЧТ за последние три года, и обстоятельства каждого прежнего назначения и отставки неизменно сопровождались неприятными политическими перепалками. Но для того чтобы все это показалось стране ненормальным, журналистам пришлось три недели просидеть взаперти в студии информационных программ.
Страсти вокруг телевидения, правда, куда более драматические, чем в Чехии, вспыхнули вчера и в другой стране. Директор Палестинского телевидения Хишам Макки был застрелен вчера тремя неизвестными в ресторане в Газе. По сообщениям полиции, люди в масках подошли к столику Макки, трижды выстрелили ему в грудь и голову, после чего скрылись. Палестинская полиция выдвинула две версии убийства гендиректора. По одной из них, Макки ликвидировали израильские спецслужбы, поскольку тот являлся активистом движения ФАТХ и был близок к Ясиру Арафату. Согласно другой версии, Макки был замешан в финансовых махинациях, что могло послужить причиной его убийства. Сейчас полиция допрашивает водителя и телохранителя Макки.
Андрей СТАХОВ, Прага