|
|
N°7, 18 января 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Живой и мертвый
Президент Конго сначала погиб, потом опять воскрес
Президент Демократической республики Конго (бывший Заир) Лоран-Дезире Кабила, официально объявленный погибшим вчера утром, к вечеру воскрес. После экстренного заседания совета министров по национальному телевидению было сообщено, что президент, раненный в результате попытки государственного переворота, жив, но находится в тяжелом состоянии и доставлен на лечение в Зимбабве. Вся власть временно перешла к его сыну генерал-майору Джозефу Кабиле, командующему вооруженными силами. Затем уже из Зимбабве поступило сообщение о том, что конголезский правитель скончался в самолете по пути в Хараре.
Тем самым соответствующим действительности, очевидно, следует считать заявление одного из высших армейских чинов Конго полковника Эдди Капенд, который вчера утром заявил по телевидению, что 61-летний Кабила застрелен одним из своих телохранителей. Капенд призвал население сохранять спокойствие, войскам оставаться в казармах, подчиняться командирам и ни в коем случае не применять оружие. В Киншасе был введен комендантский час, закрыт международный аэропорт, прекращено сообщение с соседней Республикой Конго (Браззавиль).
Первые сообщения о волнениях в Киншасе носили крайне противоречивый характер. Когда во вторник у президентского дворца раздалась стрельба, многие поначалу не восприняли это особо серьезно. В стране идет кровопролитная война, и всякое случается. Очевидцы лишь подтвердили, что личный вертолет Кабилы приземлился в главном столичном госпитале, который был тут же взят под строжайшую охрану. Министр внутренних дел объявил, что президент жив и держит ситуацию под контролем. Он якобы даже сам отдал распоряжение о введении чрезвычайного положения и усиленных мерах безопасности. Бельгийцы, традиционно хорошо осведомленные о положении дел в своей бывшей колонии, французы, англичане, а также представители разведслужб Уганды и Руанды, сразу же сказали, что Кабила мертв.
Кабила пришел к власти в Заире, как тогда называлась страна, в 1997 году, свергнув престарелого диктатора Мобуту Сесе Секо. Достаточно быстрой победе повстанцев, начавших за год до этого военные действия в восточных областях страны, способствовала поддержка соседних Уганды и Руанды. Обе надеялись нанести удар по вооруженной оппозиции, которая базировалась на заирской территории и осуществляла оттуда постоянные вылазки. Однако, утвердившись в Киншасе, Кабила разорвал отношения с недавними союзниками и, более того, начал преследовать проживающие на его территории племена из Уганды и Руанды. В августе 1998 года те подняли мятеж на востоке ДРК, и эти страны ввели туда свои войска. На выручку Кабиле пришли Зимбабве, Ангола и Намибия, спешно перебросившие на защиту Киншасы свои регулярные части. Так началась конголезская война, которую госсекретарь США Мадлен Олбрайт назвала африканской мировой войной. В нее оказались втянуты как минимум шесть стран Юга континента, и этот крупномасштабный межгосударственный конфликт не удается прекратить до сих пор, несмотря на дипломатические усилия и подписание в Замбии летом прошлого года мирного соглашения. Сотни тысяч жизней потеряно. Свыше двух миллионов человек были вынуждены искать убежище в других областях Конго либо в иных странах. В том, что война продолжается, велика "личная заслуга" Кабилы, обещавшего народу стабильность, национальное возрождение и демократию. На деле же его откровенно авторитарные замашки ввергли страну в бесконечный межэтнический конфликт и оттолкнули от президента даже ближайших соратников. Разумеется, не могло идти и речи о выведении Конго из затяжного экономического кризиса.
В сложившихся обстоятельствах трудно сказать, будут ли продолжать поддерживать режим в Киншасе его боевые союзники Зимбабве, Ангола и Намибия, без поддержки которых этот режим явно нежизнеспособен. Не исключено, что именно сейчас антиправительственная коалиция может перейти в решающее наступление, тем более что по последней информации буквально на днях все оппозиционные партизанские группировки создали объединенный фронт, контролирующий около половины территории ДРК с населением 15 миллионов человек.
Игорь ТАРУТИН, Хараре, Алексей СЛОБОДИН