|
|
N°6, 17 января 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Недостача
Закон об обязательной продаже валютной выручки выполняется на две трети
Российские экспортеры уже привыкли к обязательной продаже 75% валютной выручки, однако в действительности эта норма далека от выполнения. По последним данным, опубликованным Центром макроэкономических исследований компании "Юникон/МС Консультационная группа", по итогам первых девяти месяцев прошлого года всего 53,7% валютной выручки перечисляется для обязательной продажи. Это даже ниже показателя 1999 года.
Да и в прошлые годы в среднем реально на бирже продавалось значительно меньше валюты, чем было предписано официально. Впрочем, некоторые изменения все-таки есть. Так, в прошлом году, судя по цифрам, невозврат выручки от экспорта снизился, составив всего 8,9%, что значительно меньше, чем за аналогичный период 1999 года -- 18,7%. Вроде бы это хорошо с точки зрения отчетности, но, с другой стороны, на 3,4 процентных пункта снизился объем обязательно продаваемой выручки, что само по себе выглядит странно. Ведь единственный законный способ избежать продажи 75% выручки -- попасть под действие льгот, относительный объем которых, по замыслу властей, должен был уменьшиться.
До прошлого года категорий льготников было очень много, но затем их количество резко сократили, что, впрочем, не повлияло на собираемость выручки. «Отмена многих льгот не подействовала эффективно. Можно сказать, что все реальные льготы сохранились», -- считает директор Центра макроэкономических исследований компании "Юникон" Елена Матросова. Действующие льготы даются тем компаниям, которые имели в прошлом значительный объем валютных кредитов -- они продают только 50% выручки. А таких компаний у нас очень много, практически все крупные экспортеры де-факто попадают в эту категорию. Вот и получается, что формально действующий норматив вовсе не является реальным.
Кроме того, надо учитывать и тот факт, что экспортеры могут сами организовать ситуацию, которая создаст им льготы. «Практически каждый экспортер содержит при себе какой-нибудь финансовый институт, где может набрать столько валютных кредитов, сколько нужно», -- заметил один из наших собеседников в финансовых кругах.
Впрочем, возможна и другая интерпретация полученных цифр недосбора валютной выручки. Технические детали учета позволяют предположить, что полученные цифры все-таки немного занижены и реальная продажа выручки выше. Дело в том, что некоторые средства, попадающие на транзитные счета, не подлежат обязательной продаже -- например кредиты. Или, скажем, в ситуации, когда посредник получает деньги из-за рубежа, а потом переводит их российскому производителю, одни и те же средства считаются два раза, хотя выручка продается только один раз.
Впрочем, эти детали не снимают остроты вопроса об эффективности и необходимости повышенной нормы обязательной продажи в нынешних условиях. «В ближайшие годы долговая нагрузка на Россию будет высокой, так что спрос на валюту со стороны правительства не будет падать. Поэтому ЦБ будет считать рискованным снижение нормы обязательной продажи», -- считает Елена Матросова. Позиция ЦБ понятна -- так проще держать все под контролем. Однако вряд ли это эффективно. Если сравнить объемы продаж с 1998 годом, когда при норме в 50% продавалось почти 40% валютной выручки, то очевидно, что нынешние 54% при норме в 75% трудно признать достижением.
Николай КУЗНЕЦОВ