|
|
N°6, 17 января 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Железнодорожный роман
Арбитражный суд Ростовской области на пять лет продлил срок внешнего управления на Новочеркасском электровозостроительном заводе. Суд принял это решение с подачи губернатора Владимира Чуба, который от имени администрации области гарантировал, что завод будет строго соблюдать графики платежей по старым долгам и в течение пяти лет урегулирует свои взаимоотношения с кредиторами. Если этого не произойдет, то расплачиваться с кредиторами НЭВЗа придется администрации области.
Дать гарантию проблемному НЭВЗу, чьи долги бюджету превышают 300 млн руб., донские власти отважились, надеясь на результаты переговоров между нынешними собственниками завода и главным покупателем новочеркасских локомотивов -- Министерством путей сообщения. Точнее, переговоры идут со структурами, близкими к МПС, в частности с «Росвагонмашем», который занимается закупками подвижного состава для российских железных дорог. Нынешний генеральный директор НЭВЗа Александр Носков полагает, что появление на заводе профильного собственника было бы идеальным вариантом для новочеркасских электровозостроителей: наверняка бы улучшилась ситуация с заказами и их оплатой, и НЭВЗ смог бы менее чем за пять лет рассчитаться с кредиторами. Тем более что в последние два года завод демонстрирует положительную динамику роста объемов производства, а его долги перед кредиторами не увеличиваются.
Если в 1997 году, накануне введения на заводе внешнего управления, в Новочеркасске было собрано всего четыре электровоза, то в прошлом году завод выпустил 19 локомотивов. В 2001 году МПС намерено увеличить закупки до 37 локомотивов. В принципе уже при такой загрузке НЭВЗ сможет в срок рассчитываться со всеми текущими платежами и какую-то часть заработанных средств направлять на погашение старых долгов. Однако цены на продукцию новочеркасского завода утверждает МПС, которое до последнего времени не давало заводу зарабатывать лишних денег. Так, в начале прошлого года заводу утвердили отпускную цену с уровнем рентабельности 10%, которые к концу года без остатка съела инфляция (проиндексировать стоимость электровозов МПС отказалось).
Новочеркасск продавал МПС локомотивы по цене менее 500 тыс. долл. (аналогичные западные модели стоят 4--5 млн долл.). При этом МПС лишь частично оплачивало свои заказы «живыми» деньгами, обеспечивая ими только зарплату и налоговые платежи. Все остальное погашалось зачетами и бартером.
На НЭВЗе надеются, что после того как МПС или его структуры станут собственниками завода, к отпускной цене электровозов железнодорожное ведомство отнесется "более гибко".
Игорь БУРАКОВ, Ростов-на-Дону