|
|
N°5, 16 января 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ловля пакета
Смольный хочет взять под контроль питерский порт
Администрация Санкт-Петербурга решила вмешаться в процесс реструктуризации ОАО "Морской порт Санкт-Петербург", которую практически завершило руководство компании. Смольный пытается стать владельцем 48-процентного пакета акций порта с тем, чтобы активно влиять на его политику. Но даже если городским властям это и удастся, влиять им скорее всего будет не на что -- в результате проведенной реструктуризации ОАО превратилось в управляющую компанию, практически не владеющую портовым имуществом.
Сейчас городу принадлежит 27,87% акций ОАО "Морской порт Санкт-Петербург", но оказывать влияние на положение дел в своих "морских воротах" власти не могут: данный пакет состоит из привилегированных акций, а следовательно, не является голосующим. В то же время Министерству по имущественным отношениям РФ принадлежит 20% голосующих акций порта. Как сообщил корреспонденту газеты "Время новостей" председатель комитета по управлению городским имуществом (КУГИ) Петербурга Валерий Назаров, КУГИ направил в министерство предложение заключить между двумя собственниками сделку по обмену пакетов акций. «Пакет привилегированных акций, с которым осуществляется сделка, по закону превращается в голосующий, -- сообщил г-н Назаров, -- затем мы предложим Минимуществу передать городу те 27,87% акций порта, которые после обмена станут собственностью министерства, либо в оперативное управление, либо в счет той суммы, которую мы направили на финансирование объектов, находящихся в федеральной собственности".
По словам Валерия Назарова, первая реакция Москвы на это предложение была отрицательная. Однако, по его мнению, "есть смысл продолжить переговоры". В КУГИ считают, что смогут найти аргументы для министерства: сейчас почти половина акций порта распределена между двумя собственниками, а после консолидации пакета в одних руках государство в лице Смольного сможет проводить свою политику в одном из крупнейших портов России. А для того чтобы при "проведении политики" интересы города и федерального центра не расходились, Смольный планирует подписать с Министерством транспорта РФ специальный договор по развитию порта.
Валерий Назаров категорически отказался прокомментировать, как именно Петербург будет влиять на происходящие в порту процессы, указав лишь, что "нужна концепция развития порта, и она будет разрабатываться".
Между тем нынешний собственник порта, интересы которого представляет номинальный держатель -- фирма Nasdor Inc., зарегистрированная в Лихтенштейне (69% голосующих акций ОАО), собственную концепцию уже не только разработал, но и реализовал. В результате реструктуризации активы порта на первом этапе были переданы семи вновь учрежденным так называемым стивидорным компаниям (каждая из которых специализируется на перегрузке того или иного вида грузов -- лес, нефтепродукты, металлы, контейнеры и др.). А затем порт продал крупные пакеты акций этих компаний офшорным фирмам и остался собственникам лишь 18--20% своих "дочек", превратившись в управляющую компанию. По имеющейся информации, собственники ОАО "Морской порт Санкт-Петербурга" и стивидорных компаний связаны между собой.
Питерские власти, которые вознамерились влиять на политику порта, могут получить лишь пакет акций управляющей компании без активов. Однако судя по тому, с какой настойчивостью Смольный предлагает Минимущесту обменяться акциями порта, можно предположить, что у городских чиновников есть рычаги давления на его реальных собственников и КУГИ сможет контролировать даже выведенные из ОАО активы. Заслуживает внимания и другое предположение: Смольный связан с этими собственниками, и выудить из Москвы "зависший" в Министерстве по имущественным отношениям пакет акций порта -- их совместное желание.
Виктор МАТВЕЕВ, Санкт-Петербург