|
|
N°5, 16 января 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
С дальним прицелом
В Москве выступила группа «Ночные снайперы»
Бодрое оживление, царящее в русском роке в последнюю пару лет (гигантские рок-фестивали, пафосные сольные концерты, помпезные презентации новых альбомов) -- это, по большей части, дело рук опытных промоутеров. Финансовая составляющая шоу-бизнеса, обеспечивающая раскрутку и продвижение продукта на рынок, оказывается сейчас более значительной, чем собственно творческая. В сфере, которая обеспечивает раскрутку и продвижение продукта, насчитывается куда больше профессионалов, чем в артистической среде, которую они по идее призваны обслуживать. Для подсчета новых интересных имен, открытых в последнее время и способных протянуть лет десять, хватит пальцев на одной руке. Так что открытие действительно интересной и новой группы -- явление из ряда вон. Одним из таких открытий безусловно можно назвать питерско-магаданскую группу «Ночные снайперы».
Они появились на свет в результате судьбоносной встречи в 93-м году двух талантливых девушек -- Светланы Сургановой и Дианы Арбениной. До знакомства они жили в разных городах, пытались получить высшее образование -- одна филологическое, другая медицинское, при этом сочиняя песни, которые услаждали слух в основном друзей и родственников. Найдя друг в друге единомышленников, Светлана и Диана образовали дуэт -- вокал, гитара, скрипка -- и начали концертировать, сперва в Магадане, но в конце концов перебрались в Питер. В северной столице ими было записано два альбома, которые позже вышли на одном компакт-диске «Капля дегтя в бочке меда». Так как стиль молодого коллектива уже на раннем этапе отличался оригинальностью, и его с трудом можно было подогнать в какие-то рамки, то девушки в шутку называли себя «эстетствующими панками» или «поющей интеллигенцией». Постепенно известность дуэта вышла за пределы узкого круга: начались концерты в обеих столицах, и ими всерьез стали интересоваться те самые профессионалы из шоу-бизнеса. Параллельно возникла мысль собрать «электрический» состав, поскольку покорять большие залы с одной акустической гитарой наперевес мало кому удается уже с конца 80-х.
Собрав музыкантов, они записали материал для нового альбома (он выйдет в марте), одна из песен которого -- «Тридцать первая весна» -- уже несколько месяцев крутится по радио и даже попала в лучшую десятку 2000 года в хит-параде «Чартова дюжина» на «Нашем радио». Можно предположить, что с этого момента начнется мощная радиоротация, телесъемки, интервью, приглашения на все крупные фестивали (приглашение на «Нашествие» уже поступило), изнурительные гастрольные туры, участие в саундтреке к какому-нибудь «Брату-3» и контракт на новый альбом. Хотят музыканты этого или нет, но начнет строиться мифология «Снайперов». Группу узнает вся страна, и возможно, как это часто бывает в России, всенародная любовь к ней дорастет до таких размеров, что начнет раздражать. Как в случае с Земфирой, прослушивание которой в определенных кругах, считающих себя интеллектуальной элитой, представляется уже дурным тоном, хотя год назад этим еще гордились.
Пока «Снайперы» переживают счастливый период -- они уже вышли из гордой, но бедной келейности, но еще не дожили до рева стадионов. 12--14-го января, в преддверии выхода альбома, «Снайперы» сделали скромный тур по московским клубам -- обкатывали концертную программу перед неотвратимым гастрольным туром в поддержку новой пластинки. Успех очевиден -- в зале уже было много публики, не относящейся к преданным фанатам, что путешествуют за группой автостопом и фамильярно выкрикивают из зала «Света, спой чего-нибудь!».
Раскрутка -- это, конечно, очень хорошо, но и культурная ценность «Ночных снайперов» не вызывает сомнений, ведь они возродили русскую рок-поэзию в лучших российских традициях. Это тот «умный текст», с которого, собственно, русский рок и начался, на котором он держится и без которого он, как показывает опыт, мгновенно превращается в поп-музыку, сыгранную на гитарах. Они сочиняют столь серьезные тексты, что у многих молодых слушателей с непривычки к интеллектуальным усилиям начинает болеть голова. Кладут эти тексты на красивые и нетривиальные мелодии. Чисто поют на два голоса. Словом, делают все то, от чего мы стали отвыкать.
Единственное, в чем их можно упрекнуть, -- их талант оправлен в достаточно традиционную музыкальную оболочку. Пока они играли в акустике, песни даже выигрывали от минималистских аранжировок: гитара + скрипка. Начав играть на опасном поле «электричества», «Снайперы» прибегли к распространенным и опробованным формам. На таком материале можно было бы делать шедевры, которые заткнули бы за пояс коллег по цеху. Но группа строго следует давней русской рок-традиции, при которой содержание преобладает над формой. Отчего исполнение, безусловно, проигрывает.
Рок, утрачивая функцию борца за социальные свободы и властителя умов молодежи, становится просто средством расслабления. Отдельные неуклюжие эскапады Шевчука не в счет. «Ночные снайперы», конечно, не размахивают флагом на баррикадах, но все же их песни позволяют надеяться, что рок не превратится в музыкальный суб-жанр индустрии развлечений, а сохранит что-то, что позволит ему носить звание «искусство».
Святослав БИРЮЛИН