Время новостей
     N°5, 16 января 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.01.2001
Связи важнее культуры
Кандидатура нового директора Ковент-Гардена вызвала большие споры
Самый старый и престижный оперный театр Великобритании -- лондонский Ковент-Гарден -- на днях получил нового директора. Им стал руководитель отдела новостей телекомпании BBC 49-летний Тони Холл. Он приступит к выполнению своих обязанностей в апреле этого года -- именно в это время заканчивается контракт Майкла Кайзера, нынешнего главы Королевской оперы, который еще осенью прошлого года заявил, что уезжает из Лондона в Нью-Йорк, куда его пригласили на пост директора Кеннеди-центра. С тех пор лондонская пресса гадала, кто же станет преемником Кайзера. За несколько месяцев ожидания, которые The Guardian окрестила «нескончаемым ночным кошмаром», назывались самые разные имена. В ноябре The Times опубликовала большую статью с именами всех возможных претендентов на должность директора. Среди них были оперный певец Томас Аллен, директор Уэльской национальной оперы Энтони Фройд, менеджер Раймонд Гьюбей, интендант Баварской государственной оперы Петер Йонас, художественный руководитель фестиваля BBC Proms Николас Кеньон, директор Эдинбургского фестиваля Брайан Макмастер, директор Английской национальной оперы Николас Пейн, директор лондонского Барбикан-центра Джон Тьюза.

На столь роскошном фоне информационщик Холл, пусть даже и занимающий высокий пост на BBC, выглядит бедным родственником. У него нет опыта руководства культурными учреждениями. Любимые занятия, как повествует The Times, пешие прогулки в графстве Дорсет, изучение церковной архитектуры, поездки на оперный фестиваль в Арена ди Верона и походы в Ковент-Гарден. «О господи... У него абсолютно нет профессиональных навыков для этой должности, -- так отреагировал на назначение Роберт Понсонби, экс-директор музыкальных программ BBC -- Может быть, он сможет разобраться в балансовом отчете. В этом, без сомнения, есть своя польза, но он совсем не разбирается в опере и балете и в том, как составляется репертуар... Так же как и в оркестровом менеджменте». Один из известнейших импресарио Англии, Раймонд Гьюбай, сам входивший в число претендентов на должность директора, отказал театру в консультациях по репертуарной политике. «Я не думаю, что человек, ведший девятичасовые новости и уволивший Мартина Люьиса (известнейшего ведущего новостей на BBC.-- Ред.), нуждается в чьих-либо советах», -- ехидно заметил он в интервью Guardian.

После всплеска недовольства последовали комментарии официальных лиц. Колин Саутгейт, президент совета директоров Ковент-Гардена, остановившего свой выбор на Холле, считает что «огромный опыт Кайзера в управлении крупнобюджетным предприятием, его оперативная работа и творческий подход к делу идеальны для должности директора Королевской оперы». К нему присоединяется советник по культуре правительства Великобритании Крис Смит, назвавший Тони Холла «очень способным администратором».

Все наблюдатели сходятся в одном -- Тони Холлу предстоит тяжелая работа. После финансового кризиса 1999 года, когда Ковент-Гарден из-за ремонта был вынужден на девять месяцев прекратить спектакли, финансовое здоровье крупнейшего театра страны вызывает серьезные опасения. Майкл Кайзер сумел поднять посещаемость Королевской оперы, снизив цены на билеты и введя абонементы на образовательные программы, и его преемнику предстоит поддерживать оптимальный баланс между высоким художественным уровнем и строжайшей экономией. Кроме того, приход в театр Холла почти совпадает по времени с обновлением художественного руководства: в сентябре художественный руководитель и главный дирижер Бернард Хайтинк сдает дела своему молодому коллеге Антонио Паппано, а в июне Энтони Доуэлл уступает пост руководителя балетной труппы Россу Стреттону. В новое тысячелетие Ковент-Гарден входит с новой командой.

Как и Большой театр, на стыке веков полностью поменявший свою верхушку. Разница между двумя театрами заключается лишь в том, что в Ковент-Гардене перестановки совершаются внутри самого театра, через совет директоров, а не сваливаются на творческий коллектив как гром с ясного неба -- указом Министерства культуры. Конечно, назначение бывшего телевизионщика на пост директора одного из пяти лучших театров мира поставило под сомнение компетентность этого совета, хотя, очевидно, определяющим фактором в их решении стали большие связи Холла в финансовых и правительственных кругах.

Михаил ФИХТЕНГОЛЬЦ