|
|
N°4, 15 января 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Скованные одной цепью
AOL Time Warner придется договариваться с Microsoft
В мире появилась крупнейшая компания, объединившая СМИ и интернет-услуги. Как только американская Федеральная комиссия по телекоммуникациям (FCC) одобрила в пятницу слияние фирмы Time Warner, владеющей телеканалом CNN и киностудией Warner Brothers, с ведущим мировым интернет-провайдером America Online, топ-менеджеры двух компаний поспешили объявить о завершении сделки, оцениваемой в 103,5 млрд долл.
Новорожденная AOL Time Warner (AOL-TW), на которую FCC наложила серьезные конкурентные ограничения, тут же нанесла удар своему главному сопернику в интернет-общении -- Microsoft (MS). В составе коалиции крупных американских корпораций она обратилась в апелляционный суд США с просьбой поддержать решение о разделе MS, вынесенное в июне судьей Томасом Джексоном. Однако самой AOL-TW придется сесть за стол переговоров с MS и обсудить возможность совместного использования технологических возможностей новой корпорации.
Собственно, как раз по поводу «бродилки» Navigator от Netscape, которой нынче владеет AOL Time Warner, и разгорелся судебный сыр-бор против MS, закончившийся решением федерального судьи о разделе.
Когда же AOL и TW договорились о слиянии, во избежание подобных тяжб федеральная комиссия по торговле согласилась на сделку лишь на условии, что TW предоставит конкурентам AOL свои высокоскоростные кабельные сети раньше, чем партнеру по слиянию. А комиссия по телекоммуникациям дала свое согласие, лишь оговорив, что AOL, охватившая едва ли не полмира своими системами интернет-общения Instant Messenger и ICQ, договорится с конкурентами, и в том числе с MS, о создании общего стандарта использования высокоскоростных каналов AOL и доступе чужих клиентов к этим магистралям.
Системы мгновенного обмена записками, аудио- и видеоматериалами, которыми владеет AOL, представляют собой помесь телефонной связи с электронной почтой. У Instant Messenger и ICQ (популярна в России под названием «аська») насчитывается сегодня более 140 млн пользователей. Обе они конкурируют с разработками MS, Yahoo и других компаний. И чтобы AOL-TW не превратилась в монополиста, комиссия обязала ее немедленно заключить соглашение с одним из конкурентов, а в течение полугода -- еще с двумя.
Это решение основано на историческом опыте. В начале века разросшаяся AT&T сделала свои сети несовместимыми с конкурирующими и стала монополистом. По мнению FCC, процветание Всемирной паутины основано как раз на том, что в ней нет доминирующей компании, и требования FCC направлены на поддержание этой ситуации.
Александр ЛЕВИНСКИЙ