Время новостей
     N°4, 15 января 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.01.2001
Война прогнозов
Отношения России с Парижским клубом зависят от нефти
«Переговоры правительства с Парижским клубом могут длиться достаточно долго -- по крайней мере, если у кредитора не создастся впечатления, что мы специально тянем время, -- и на переговорах есть реальный прогресс», -- заявил газете «Время новостей» высокопоставленный правительственный чиновник, комментируя возможный отказ Парижского клуба реструктурировать часть платежей по советским долгам. Между тем единственная тактика, которая может принести успех российским переговорщикам, -- именно тянуть время. В расчете на ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры и на прогресс в диалоге с Парижским клубом и МВФ.

Переговоры с миссией МВФ, предстоящие в начале февраля, должны стать отправной точкой для всей переговорной политики российских властей. В Белом доме ожидают, что Фонд скорректирует свой прогноз экономической ситуации в России и согласится с тем, что в 2001 году возможен разрыв в платежном балансе. Подобная оценка уже содержалась в прогнозе Фонда, сделанном в июле (разрыв оценивался в 3 млрд долл.). Именно это во многом повлияло на решение правительства заложить в проект бюджета-2001 реструктуризацию советского долга по линии Парижского клуба. Однако к ноябрю прогноз МВФ изменился -- с точки зрения Фонда, состояние российского платежного баланса в 2001 году не давало основания ни для предоставления России кредитов, ни для реструктуризации ее долгов.

Снова изменить прогноз платежного баланса России, как полагают в правительстве, МВФ может на базе нового, «более реалистичного», прогноза цен на нефть. Таким образом, диалог с миссией пойдет по тому же кругу, что и предыдущий, прерванный в ноябре: какой будет цена на нефть -- каким будет платежный баланс -- какими будут золотовалютные резервы ЦБ и доходы правительства -- как тратить дополнительные доходы.

На этой неделе Международный валютный фонд планирует обновить свой прогноз экономического развития на 2001 год и в том числе уточнить прогноз нефтяных цен. Пока МВФ основывается на том, что в среднем цена составит 23 долл. за баррель (против 26,5 долл. за баррель в 2000 году). По сведениям газеты «Время новостей», этот прогноз не будет кардинально пересмотрен -- максимальное отклонение может составить плюс-минус 2 долл.

В значительно большей степени отвечают интересам российских переговорщиков прогнозы, которые делают эксперты стран ОПЕК. Несмотря на предполагаемые колебания на рынке и наиболее приемлемый для продавцов и покупателей уровень цен возле отметки 25 долл. за баррель нефти сорта brent, свои бюджеты участники ОПЕК формируют исходя из уровня 18--22 долл. за баррель (подробнее -- на стр. 4). Соответственно, цена в 21 долл. за баррель нефти urals, на базе которой рассчитан российский бюджет, может быть подана на переговорах как оптимистичная оценка.

Эксперты Бюро экономического анализа (БЭА), делая прогноз развития экономики на 2001 год, отмечают: интенсивный рост мировых цен на нефть в последние два года лишь компенсировал их устойчивое отставание от общей инфляции на протяжении почти десятилетия. А поскольку в 2000 году это отставание было ликвидировано (по крайней мере, для тех стран, где годовая инфляция составляет 15--20%), нынешний уровень цен достаточно сбалансирован. Среднегодовой уровень в 26--28 долл. за баррель нефти brent, полагают эксперты бюро, «будет выглядеть вполне естественно».

Сохранение или незначительное снижение мировых цен до уровня 25--27 долл. за баррель нефти brent (соответственно, 21--24 долл. за баррель urals) эксперты БЭА считают благоприятным сценарием для российской экономики. При таком варианте развития событий экономический рост составит порядка 4,5% ВВП, золотовалютные резервы ЦБ прирастут примерно на 6 млрд долл., а расходы на обслуживание внешнего долга в размере 10--12 млрд долл. (то есть с учетом частичных невыплат Парижскому клубу) не будут представлять серьезных проблем. Если же правительство не договорится с клубом о реструктуризации и заплатит кредиторам в полном объеме, эксперты БЭА прогнозируют дефицит бюджета на уровне 1--1,5% ВВП.

Таким образом, все необходимые прогнозы для переговоров с МВФ у российской стороны есть. Правда, сосредоточившись на способности обслуживать внешний долг, в правительстве помнят и о том, что заключение соглашения с МВФ предполагает наличие серьезных успехов в проведении структурных реформ, принятие целого ряда законов, жесткий контроль за рублевой массой и прочие «мелочи» вроде отмены балансовых заданий для нефтяников или реформы Сбербанка. И подчеркивая, что «любой ценой соглашение с МВФ нам не нужно», постепенно готовятся к пересмотру утвержденной Думой схемы распределения допдоходов бюджета в пользу выплат по внешнему долгу.

Андрей ДЕНИСОВ