Время новостей
     N°4, 15 января 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.01.2001
Добавляй, но проверяй
Минздрав подозревает пищевые добавки в принадлежности к лекарствам
Напористая и массированная телереклама пищевых добавок, обещающая с помощью этих препаратов вернуть россиянам молодость, стройность и поправить здоровье, сыграла свою роль. Министерство здравоохранения, которое регистрирует все эти чудо-препараты и дает разрешение к применению, собирается ужесточить требования к их лицензированию. Об этом заявил на днях главный санитарный врач России Геннадий Онищенко.

На вопрос корреспондента газеты «Время новостей», чем вызвано повышенное внимание медиков к биодобавкам, г-н Онищенко ответил: «Добавки к нашей достаточно скудной пище в принципе нужны. Во многих странах мира витаминные комплексы и добавки включены в пищевой рацион уже довольно давно. Но последнее время мы сталкиваемся с тем, что под видом пищевых добавок к нам попадают, по сути дела, лекарственные средства. Происходит это оттого, что зарегистрировать пищевую добавку гораздо проще, чем лекарство. Но если мы под видом пищевой добавки имеем лекарственный препарат, тогда и относиться к нему надо по-иному, и экспертиза таких неизвестных нам лекарственных средств должна быть гораздо серьезнее». Называть «подозрительные» добавки главный санитарный врач не стал.

Не склонны выдвигать конкретных обвинений и в Институте питания РАМН, где проводится экспертиза всех импортных пищевых добавок. Хотя, по словам заведующего лабораторией института Владимира Спиричева, определенные претензии к производителям имеются. «В нашем институте мы проверяем те препараты, которые представлены как биологически активные пищевые добавки. И готовы отвечать за то, что вреда человеку они не принесут, -- говорит г-н Спиричев. -- Но потом, уже зарегистрировав свой продукт, фирмы начинают широчайшую рекламную кампанию, в которой эту якобы пищевую добавку представляют как лекарство, которое излечивает чуть ли не от всех болезней. Вот что опасно. Если это лекарство -- оно должно пройти через фармкомитет, выдержать клинические испытания, а ведь этого не происходит».

Впрочем, пока заявление главного санитарного врача не вызвало практически никакой реакции со стороны производителей и продавцов пищевых добавок -- подобной, например, той, что сопровождала на прошлой неделе его призыв приравнять пиво к алкогольным напиткам. В фирме «Кобра Интернэшнл», представляющей на российском рынке продукцию американской компании «Ирвин Нэчуралз» и ведущей агрессивную рекламную кампанию в России, к возможному ужесточению правил регистрации относятся достаточно спокойно. Не пожелавший представиться сотрудник «Кобры» заявил корреспонденту газеты «Время новостей», что разговоры о грядущих строгостях идут уже около года. В «Кобре» не отрицают, что ее продукция используются для лечения. К примеру, «Лизивит-С» употребляют при атеросклерозе, «Инолтру» -- при болезнях суставов, а часто мелькающий на телеэкранах «Холестейд», с которым Андрей Кончаловский мчится в свою второю молодость, снижает содержание холестерина в крови. «Но лекарствами наши препараты назвать нельзя, -- утверждает сотрудник фирмы. -- Лекарственные препараты -- это химия, наши же биодобавки изготовлены исключительно из природного сырья, из лекарственных растений. Они не лечат определенную болезнь, а лишь поставляют организму то, чего ему не хватает, чтобы справиться с недугом».

Но ведь человек, поверив в чудодейственные свойства биодобавок, надеется вылечиться. И выкладывает за это немалые денежки: в одной из фирм цена одного красивого флакончика -- от 30 до 70 у.е. А таких флакончиков, согласно инструкциям фирм, может потребоваться не один, и не два. «Реклама, в которой продукту приписываются свойства, которыми он, вполне вероятно, вовсе не обладает, опасна, -- считает Владимир Спиричев. -- Будь моя воля, ввел бы специальную рекламную полицию, чтобы как-то осаживать продавцов».

Елена БОЛДЫРЕВА