|
|
N°4, 15 января 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Московские каникулы
Закончился четвертый фестиваль камерной музыки «Возвращение»
По фестивальному буклету можно изучать новейшую историю миграции отечественной музыкальной элиты. Подробные биографии его участников, разбросанных по разным музыкальным образовательным заведениям Европы и Америки, не только сообщают нам о том, куда утекают молодые таланты, но и рассказывают о международных карьерах знаменитых российских педагогов. Однако никакого пессимизма в фестивале «Возвращение» нет. От депрессивного взгляда на постсоветскую культурную ситуацию он с легкостью излечивает.
Пусть преподавательских светил обратно не заманишь, зато молодое поколение уже четвертый год подряд не жалеет сил, времени, а также своих и родительских денег на возвращение домой. Надышавшись чужим воздухом, они привозят сюда новый опыт. А вместе с ним, бывает, заманивают на свою загадочную снежную родину и новых друзей -- однокашников из какого-нибудь Кельна или Любека (в этих городах расположились легендарный скрипичный педагог Захар Брон и виолончелист Давид Герингас). Они молоды, не обременены семьей и контрактами, для них еще что-то значат такие вещи, как школьная дружба, родные стены и -- как ни странно это звучит по отношению к музыкантам -- честь мундира.
«Возвращение» -- фестиваль выпускников гнесинской десятилетки, ежегодно устраиваемый во время зимних студенческих каникул. Руководит им пара обаятельных и толковых профессионалов -- 24-летний скрипач Роман Минц и 22-летний гобоист Дмитрий Булгаков. Они умеют и людей собрать, и несколько интересных программ выстроить, и бодрый финальный номер правильному композитору заказать (в этом году им оказался молодой электронщик Артем Васильев). Но по мере того как фестиваль хорошеет и крепнет, из трогательного факта внутренней школьной жизни превращаясь во вполне заметное и респектабельное культурное явление (все четыре концерта фестиваля в этом году проходили в набитом публикой Рахманиновском зале Консерватории), его происхождение становится не столь уж важным. В его ряды может затесаться и тот, кто, собственно, ниоткуда и не возвращался, потому что никуда не уезжал, и даже питомец из ЦМШ -- вечной соперницы Гнесинки. Важно, что существует содружество молодых музыкантов, которым интересно что-то делать в России. Важно, что они находят для этого возможности: в этом году фестиваль стал совсем взрослым, к его семейному бюджету добавилась помощь Британского совета и Французского культурного центра. Важно, что среди возвращенцев есть такие, кто уже вовсю наступает на пятки отцам.
Отцам -- не только в переносном, но и в самом прямом смысле. Среди участников встречаются известные фамилии: виолончелист Евгений Тонха, пианистка Ксения Башмет (кстати, очень крепкая ансамблистка). Впрочем, они на пятки пока никому не наступают. А вот таких музыкантов, как виолончелист Борис Андрианов, скрипач Борис Бровцын, пианистка Екатерина Апекишева или сопрано Юлия Корпачева, некоторым постарше можно и поостеречься. Соната Равеля для скрипки и виолончели (Андрианов с Бровцыным) или шубертовское Рондо си-минор для скрипки и фортепиано (Бровцын с Апекишевой) украсили бы любой серьезный фестиваль. Такое качество камерного музицирования нечасто встретишь. Роман Минц, пожалуй, самый характерный представитель поколения возвращенцев, как обычно, был неотразим в самой что ни на есть современной музыке. Даже Хиндемит (Cоната in D) в его исполнении пресноват -- это же прошлый век! Зато каждую ноту современного англичанина МакМиллана (коротенькая необязательная пьеска After the Tryst) Роман понимает и чувствует, как свою собственную. Чудесно прозвучал длиннющий шубертовский до-мажорный квинтет, обаяние которому придали те самые однокашники, что были заманены возвращенцами в московскую зиму. К месту пришлись и легкострунная скрипачка Тамаки Кавакубо, и тяжеловес-виолончелист Тимоти Парк, которому впору было поделиться темпераментом со всеми участниками фестиваля. А «Детскую» Мусоргского, которую Юлия Корпачева с поразительной точностью, юмором и непринужденной театральностью исполнила под безукоризненный аккомпанемент Алексея Гориболя, без лишних слов вообще назову откровением.
Молодых всегда почему-то хочется перехваливать, а зрелых и опытных -- обижать скепсисом. Это неправильно и непедагогично, но раз в году, во время зимних студенческих каникул, -- вполне простительно.
Екатерина БИРЮКОВА