|
|
N°4, 15 января 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Совет из Европы
России предлагают доказать, что она борется против отмывания денег
Сегодня в Страсбурге открывается сессия Комитета экспертов Совета Европы "узкого состава" по борьбе с отмыванием капиталов. Итоги этого вполне рутинного мероприятия могут иметь для России далеко идущие последствия. Дело в том, что одной из главных тем мероприятия станет обсуждение первого доклада по Российской Федерации, подготовленного экспертами после их поездки в Москву в конце июня прошлого года. Визит этот состоялся практически сразу после того как FATF (Международная комиссия по борьбе с отмыванием грязных денег при Организации экономического сотрудничества и развития) включила Россию в "черный список" из 15 государств, не сотрудничающих с международным сообществом в борьбе с отмыванием капиталов. В ходе работы эксперты Совета Европы консультировались со специалистами FATF, ведь именно эта комиссия является координатором развитых стран по борьбе с финансовыми нарушениями. И если нынешняя сессия признает, что в России не произошло реальных сдвигов в борьбе с отмыванием преступных капиталов, Москва может уже через полгода подвергнуться экономическим санкциям.
В октябре прошлого года Европейский союз пригрозил с июня 2001 года ввести финансово-экономические санкции, если страны из "черного списка" FATF не проведут необходимых реформ. Среди возможных мер называются запрет для физических и юридических лиц "провинившихся" стран открывать счета в банках ЕС, введение ограничений на финансовые операции с этими странами. FATF также намеревается рекомендовать мировому сообществу (в первую очередь 26 развитым государствам -- членам ОЭСР) применять против провинившихся стран экономические санкции. По некоторым данным, в отношении Москвы речь может идти о предложении членам Парижского клуба ужесточить свою позицию по взысканию долгов и о рекомендациях по ограничению международного кредитования и внешнеторговых операций с Россией.
Как заявил газете «Время новостей» Александр Михайленко, начальник Межведомственного центра при МВД по противодействию легализации доходов, полученных незаконным путем, если российская делегация удачно выступит при обсуждении доклада, то перед FATF можно будет поставить вопрос об исключении России из «черного списка». Излишне говорить о том, какое значение это имеет для финансовой репутации страны, а, значит, и для инвестиционного климата. «Поскольку FATF и Европейский союз собираются вводить санкции, России крайне важно показать на Совете Европы, что мы и нужный закон готовы вот-вот принять, что у нас существует система борьбы с легализацией преступных доходов, что у нас есть концепция финансовой безопасности и разрабатывается глобальная концепция госфинконтроля», -- отметил г-н Михайленко.
Впрочем, хотя российская делегация готовилась к «разбору полетов» и даже заранее ознакомилась с проектом доклада, похвастаться нашим представителям пока особо нечем. Как сказано в проекте «Первого доклада о взаимной оценке по Российской Федерации», оказавшемся в распоряжении газеты «Время новостей», наша страна «очень открыта для отмывания денег». Международные эксперты отмечают, что Россия «показала свою готовность противостоять этой угрозе уже предпринятыми инициативами», но «несмотря на усилия Центрального банка и начало проведения межведомственным центром при МВД анализа транзакций», ей «все еще предстоит долгий путь» к созданию «настоящей оперативной системы борьбы с отмыванием денег, отвечающей международным стандартам».
Напомним, что основными причинами включения России в "черный список" FATF стало отсутствие ратификации Страсбургской конвенции против отмывания преступных доходов и соответствующего закона, направленного против легализации «грязных» капиталов. И хотя с прошлого года при МВД действует Межведомственный центр (МВЦ), работа которого позитивно отмечена в докладе, главные претензии FATF к России снять пока не удается. Как известно, закон до сих пор даже не внесен в Госдуму, конвенцию обещают ратифицировать одновременно с его принятием, а МВЦ эксперты комитета в своем докладе рассматривают как переходную структуру, поскольку центр не обладает необходимыми полномочиями и техническими возможностями. Ко всему прочему 12 стран из 15, названных в списке FATF, сегодня уже либо ратифицировали конвенцию, либо приняли закон. Что ставит российскую делегацию в еще более неудобное положение.
В проекте доклада по Российской Федерации в качестве приоритетных «настоятельных рекомендаций» в частности выделены:
-- ратификация Страсбургской конвенции;
-- принятие закона о борьбе с отмыванием денег, соответствующего стандартам FATF, включая введение (для кредитных и финансовых организаций. -- Ред.) обязательной системы отчетов о подозрительных транзакциях;
-- пересмотр процедуры лицензирования для банков, обменных пунктов и страхового сектора -- в частности, наделение Центрального банка правом не выдавать или отзывать лицензии при установлении фактов отмывания денег или проникновения преступности в эти структуры;
-- установление более жесткого контроля над образованием компаний;
-- создание постоянного центрального национального агентства, ответственного за получение, анализ и передачу в компетентные органы финансовой информации, содержащей подозрения в преступном источнике доходов, обладающего юридически закрепленными полномочиям, а также оснащенного необходимым штатом и информационными технологиями.
В правоохранительной области рекомендуется сделать больший упор на следственную сторону (с тем, чтобы убедиться, что финансовые аспекты криминальных доходов расследуются на постоянной основе) и обдумать возможность доступа для правоохранительных органов к банковской информации на более ранней стадии расследования, что ограничивается сейчас положением о банковской тайне.
Светлана ПЕТРОВА