|
|
N°4, 15 января 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Окно в Европу
Гала-концерт Мариинского театра на сцене Большого
Вечер, собравший на сцене большую часть мариинских звезд, а в зале -- столичный бомонд, продолжался около пяти часов. На третьем часу концерта, когда зрители изрядно подустали, в зале оставался только один человек, готовый наслаждаться музыкой снова и снова, -- Валерий Гергиев. Энергия главы Мариинки столь велика и неиссякаема, что попроси его дирижировать сутки подряд -- он, может, не откажется.
Гала-концерт, выдержанный в традиционном жанре сборной солянки, конспективно представил исполнительские силы театра и его будничный репертуар -- без всяких деликатесов или новинок, только «ассорти» из спектаклей, на которые, приехав в Петербург, можно купить билет. Посему никаких откровений не было. Балетная часть (она заняла меньше времени) порадовала не только блестящими работами Ирмы Ниорадзе, Дианы Вишневой, Игоря Зеленского (Москва наконец увидела «Рубины» из «Драгоценностей» Баланчина, одного из лучших последних спектаклей театра, номинированного ныне на «Золотую маску»), но и хорошей музыкой (Стравинский, Вебер, Чайковский), -- Гергиев, в самой Мариинке балетами не дирижирующий и вообще оставивший на нужды танца второй состав оркестра, не стал опускаться до Пуни, Минкуса и иных балетных композиторов. Оперное отделение было не столь безупречно -- из действительно интересных певцов отметим Николая Путилина, на одном дыхании сыгравшего большую сцену из «Бориса Годунова» (в кульминационный момент, когда царю Борису являлся призрак убиенного царевича, певец исступленно показывал рукой в ложу, где сидел Владимир Владимирович Путин), и молодую, очаровательную Ольгу Трифонову, исполнившую арию Снегурочки.
Гергиев не зря говорил, что Большой и Мариинский в истории музыкального искусства идут в одной упряжке, называемой русской оперой. Это действительно так -- и мариинцы, несмотря на свои мировые стандарты, по-прежнему хранят отечественные традиции с легкой поправкой на европейскую стабильность и аккуратность. Вы никогда не услышите от питерских певцов ни одного «петуха» и откровенной фальши, голос никогда не разбежится во времени с оркестром, а кордебалет всегда будет предельно точен. Это не исключает недочетов и «пожеланий на будущее», которые, как правило, исполняются. Однако Мариинский театр, как и город в котором он находится, единственное пока в России окно в Европу. Прорубить его оказалось под силу пока только Валерию Гергиеву.
Михаил ФИХТЕНГОЛЬЦ