|
|
N°3, 12 января 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ненародный контроль
Минфин и Счетная палата оспаривают право финансового надзора
Принятие «Единой концепции государственного финансового контроля», о которой активно заговорили в декабре прошлого года, оказалось на грани срыва. Между тем укрепление государственного контроля над финансами является одним из главных требований международного сообщества к нашей стране.
Как стало известно газете «Время новостей», разработанный Минфином проект вызвал столь существенные нарекания у ряда министерств и ведомств, что во избежание назревающего скандала этот документ придется кардинально менять. Наиболее ярые противники минфиновского варианта сейчас -- МВД и Счетная палата, замечания которых не были учтены. Поговаривают, что 4 января во время встречи с Владимиром Путиным глава Счетной палаты Сергей Степашин намекнул на «некоторые расхождения» во взглядах Минфина и палаты на концепцию (в самой СП, впрочем, вчера это не удалось официально подтвердить).
Дело в том, что главенствующая роль в организации и координации системы госконтроля в документе отводится Минфину, а не Счетной палате, по определению контролирующей движение бюджетных средств и управление госимуществом. Естественно, что такое «перетягивание одеяла» не могло не вызвать неприятия у СП. В палате говорят о том, что концепция Минфина не позволяет преодолеть нынешнюю разобщенность контролирующих министерств и ведомств и ничего нового не несет. «Концепция предполагает, что Счетная палата продолжает работать в прежнем режиме, сама по себе, силовики тоже, а Минфин и органы исполнительной власти создают какую-то свою иерархию, которая, на наш взгляд, будет неэффективна. Нас это не устраивает. Получается, что во многом исполнительная власть проверяет саму себя, а это не очень правильно», -- заявил газете «Время новостей» замначальника правового департамента Счетной палаты Петр Смагин. По его словам, система контроля должна быть «саморегулирующейся» и «максимально независимой» от политических влияний и сиюминутных интересов. Для чего, понятное дело, роль координатора следует поручить не Минфину, а Счетной палате, которую в будущем планируется формировать не только при участии законодательной ветви власти (как сейчас), но и исполнительной. СП предлагает за подразделениями, занимающимися сейчас госфинконтролем в различных министерствах и ведомствах (например, департамент контроля и аудита в Минфине), оставить внутренний или внутриведомственный контроль, но при этом назначать их руководителей решением президента страны или главы правительства. Внешним же контролем должна заниматься Счетная палата (сейчас де-факто этим частично занят Минфин), которая также хочет следить за тем, как эти подразделения выполняют свои контролирующие функции.
По словам г-на Смагина, Счетная палата на днях официально уведомила первого замминистра финансов Алексея Улюкаева (возглавляющего рабочую группу по выработке проекта) о концептуальных недостатках минфиновского варианта документа и предложила продлить работу группы с тем, чтобы «без спешки обсудить» ее предложения.
В МВД также считают, что концепция Минфина нуждается в доработке. Но упор делают на то, что информационно-аналитический центр, занимающийся мониторингом финансово-хозяйственной деятельности в стране, надо создавать «не на пустом месте в Минфине, а на базе уже действующего Межведомственного центра при МВД и его региональных подразделений». Как сообщил руководитель центра, первый замначальника ГУБЭП Александр Михайленко, довольно странно, что информационно-аналитический центр отслеживает и проверяет сведения, подпадающие под статьи УК, и при этом правоохранительные структуры никак не задействованы в системе госфинконтроля.
Проект концепции предусматривает, что «методологическое руководство» и «координацию контрольной деятельности» всех органов госфинконтроля исполнительной власти осуществляет Минфин. Счетной палате же остается довольствоваться руководящей и направляющей ролью в отношении контрольно-счетных органов субъектов федерации. При этом в Минфине создается информационно-аналитический центр, который займется мониторингом сведений о легализации незаконно нажитого имущества и денежных средств, незаконном получении кредитов, злостном уклонении от расчетов с кредиторами, злоупотреблении при выпуске ценных бумаг, незаконном обороте драгметаллов и драгкамней, невозвращении из-за границы иностранной валюты, об уклонении от уплаты налогов и сборов и т.п.
Светлана ПЕТРОВА