|
|
N°3, 12 января 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Господин надзиратель
Генеральной прокуратуре реформы не грозят
Всероссийское совещание работников прокуратуры, по-видимому, закрыло тему реформы этого ведомства. По крайней мере на ближайший год. Вчера в Кремле Владимир Путин открыл свое выступление перед прокурорами словами: «обширные функции и сильные надзорные полномочия делают прокуратуру компенсатором слабости системы соблюдения законности и правопорядка в стране». Между тем критики «компенсатора» утверждают, что сохранение за прокуратурой надзорных функций делает невозможной ее реформу. А без такой реформы нельзя проводить модернизацию судебной системы. Без этого же в свою очередь довольно бессмысленно пытаться цивилизовать российский бизнес, ожидать от отечественных предпринимателей законопослушания, а от всего населения в целом принятия норм гражданского общества, становления которого на словах жаждут власти.
Еще летом прошлого года воодушевленные заявленной новым президентом решимостью провести наконец радикальные преобразования либералы принесли в Кремль свои труды про реформу власти в целом, судебной системы, правоохранительных органов и прокуратуры в частности. В документе, вышедшем из недр Центра стратегических разработок (известном также как Центр Грефа), говорится, что «реформа судебной власти и правоохранительной деятельности невозможна без реформы прокуратуры». «Возможность практически неограниченно проверять предприятия и организации, министерства и ведомства дает прокурорам ощутимую власть, от которой никто не собирается отказываться, а также почти полное отсутствие какой-либо ответственности». «Правоохранительные органы все чаще становятся инструментом обеспечения незаконной конкуренции, причем не только между агентами рынка, но и между бизнесом и властью, -- предупреждают авторы, -- их образ действий воспринимается не столько как собственно защита права, сколько как демонстрация силы и устрашения».
Документ лежит в президентской администрации и, возможно, мог претерпеть некоторые изменения. Однако с лета 2000-го подозрения в том, что прокуратура использует свои полномочия в политических целях, а то и в коммерческих разборках, только усилились. Так что вчерашнее заявление генерального прокурора Владимира Устинова, объяснявшего журналистам, что никакой реформы не нужно, звучит двусмысленно. «Зачем же резать курицу, несущую яйца?» -- спросил он. В президентской администрации, по сведениям газеты "Время новостей", также считают реформу прокуратуры несвоевременной, правда, не в силу ее яйценоскости, а потому, что ее надо проводить одновременно с реформой судов и адвокатуры, которая начнется неизвестно когда. А пока, похоже, процесс идет в обратном направлении.
Штатная численность правоохранительных органов в России, как утверждают либералы, превысила показатели полицейского Советского Союза. Но Владимир Путин вчера в Кремле выдвинул предложение «о расширении прокурорского корпуса». Главнейшими приоритетами в работе прокуратуры президент назвал защиту частной и государственной собственности, прав предпринимателей, надзор за соблюдением законов, отстаивающих экономическую свободу, а от эффективности работы прокуратуры, заявил президент, «зависит развитие российской экономики». Вместе с тем Владимир Путин напомнил, что на первый план для прокуроров в нынешних условиях должна выйти и правозащитная деятельность.
Выступившие затем генеральный прокурор Владимир Устинов и председатель Совета Федерации Егор Строев прямо сообщили собравшимся, что в новом году коренных изменений в структуре прокуратуры не ожидается. Г-н Устинов при этом заявил, что он выступал категорически против предложений об урезании полномочий прокуратуры на прошедших недавно слушаниях в Госдуме, и, по его словам, депутаты с ним согласились. Судя по всему, он имел в виду проект нового Гражданско-процессуального кодекса, представленный Верховным судом, по которому прокуратуру планируют лишить функций надзора за исполнением законов.
Михаил Краснов, вице-президент фонда «ИНДЕМ»:
-- К сожалению, в Конституции не определено, может ли прокуратура осуществлять функции надзора. Хотя, безусловно, вопрос роли и места прокуратуры относится к вопросам конституционного устройства государства. И решать их -- дело не Генеральной прокуратуры, а законодательной власти.
Между тем еще в 1991 году Концепцией судебной реформы было однозначно определено, что функции надзора должны быть изъяты у прокуратуры. Там они были охарактеризованы как «державное орудие принуждения». И политической власти страны предстоит решать, будет она придерживаться этой концепции или начнет разрабатывать новую.
То, что прокуратура борется за свои надзорные функции, неудивительно. Они позволяют ей в любой момент влиять на деятельность любой организации. С другой стороны -- это мощный рычаг и политического воздействия. И именно поэтому его надо забрать у прокуратуры. Задача этого ведомства -- расследовать преступления, составить обвинение так, чтобы оно не рассыпалось в суде. И этому надо учить следователей, а не оставлять за ними возможность опротестовывать любое непонравившееся им решение. Эта функция сковывает развитие и судебной власти. Граждане должны быть приучены самостоятельно отстаивать свои интересы в суде, который не нуждается в дополнительных контролерах.
Дмитрий ВОЛКОВ, Виктор ПАУКОВ