|
|
N°2, 11 января 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Карьера «чистильщика»
Йошка Фишер повинился перед всеми полицейскими Германии
Федеральный министр иностранных дел и германский вице-канцлер Йошка Фишер прошел славный путь от воинственного уличного бунтаря-шестидесятника до самого популярного ныне в народе политика. Но сейчас его карьера неожиданно оказалась под ударом. Политические оппоненты извлекли на свет полицейские протоколы четвертьвековой давности и вынудили главу внешнеполитического ведомства сознаться в том, что в 1973 году он избил полицейского. Верховный дипломат республики публично раскаялся в прегрешениях молодости и принес извинения всем немецким полицейским, имевшим когда-либо неудовольствие выступить стенка на стенку с «чистильщиками». Так называли себя уличные бойцы со «свинской системой капитализма» во Франкфурте-на-Майне в конце 60-х -- начале 70-х. Их организатором и вдохновителем был товарищ Йошка Фишер.
Прилюдное покаяние министра лишь добавило масла в огонь: Юрген Вебер, полицейский, ставший 9 мая 1976 года одной из жертв нападения «чистильщиков», подал во франкфуртскую прокуратуру жалобу, которая и возобновила давно закрытое дело о побоище во время демонстрации. В тот день молодежь вышла на улицу в связи со смертью в штутгартской тюрьме Ульрики Майнхофф, основательницы «Фракции красной армии» (RAF). Террористка была найдена в своей камере повешенной на полотенце. Борцы не сомневались: власти пошли на злодейское убийство. «Ульрика мертва -- спасайте жизни других заключенных» -- такие листовки, подписанные «Народным судом», разбрасывали демонстранты. Когда листовки кончились, в ход пошли камни. А затем и «коктейли Молотова». Всего за время демонстрации в стражей порядка было брошено семь бутылок с бензином. Одна из них угодила в 23-летнего обер-полицмейстера Вебера. «Застрели меня, я не могу больше переносить эту боль», -- кричал он своему коллеге. Жизнь полицейскому удалось спасти, но 60% его кожи обгорело.
Хотя сам Фишер утверждает, что никогда не брал в руки «коктейль Молотова» и самым тяжелым оружием в его руках было духовое ружье, а с 1967 по 1976 год он боролся против мирового империализма исключительно с помощью кулаков и камней, из собранных следствием фактов вполне «шьется» добротное дело. Например, о подстрекательстве к покушению на жизнь полицейского. А данный вид преступления в Германии не имеет срока давности.
Йошка Фишер в 70-е годы слыл духовным вождем леворадикального движения в ФРГ. Свидетели, среди которых и бывшие полицейские, и прежние товарищи по борьбе, утверждают, что он был идейным вдохновителем той самой демонстрации протеста против «злодейского убийства» Ульрики Майнхофф. И вроде бы лично он призывал использовать «коктейли Молотова». Министр это категорически отрицает, однако Кристиан Шмидт, в свое время известный левый экстремист, а ныне добропорядочный биограф Фишера, считает иначе. «В наших рядах находилась лишь одна персона, которая была в состоянии отвратить катастрофу во время демонстрации, -- заявляет он. -- Человеком, который возглавлял дискуссию, был лично товарищ Йошка Фишер. Однако он был сторонником этого чудо-оружия уличной борьбы».
Тем не менее опасаться каких-либо кардинальных последствий министру иностранных дел пока преждевременно. Лишь 14% граждан Германии считают, что Фишер должен уйти в отставку -- хотя бы из соображений «моральной ответственности». Против этого подавляющее большинство немцев -- 82%. Любопытно, что за Йошку и 74% сторонников оппозиционного «Христианско-демократического союза». На самом деле, не возвращаться же ему снова на конспиративные сходки своих бывших товарищей, требующих «никакой власти никому».
Юрий ШПАКОВ, Берлин