|
|
N°112, 28 августа 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Под крышей Путина
Михаил Касьянов не упустил свой шанс
Поскольку Владимир Путин даже во время предвыборной кампании оставался для россиян явлением неизведанным, то поначалу трудно было сказать, какой премьер ему нужен в пару и кто из известных политических персонажей на этом месте сможет прижиться. И хотя у власти наблюдается острый кадровый дефицит, все-таки Михаил Касьянов был не единственным претендентом на премьерский пост. Среди соискателей называли, например, главу президентской администрации Александра Волошина, вице-премьера Алексея Кудрина и секретаря Совета безопасности Сергея Иванова.
Михаила Касьянова отличало от других кандидатов, пожалуй, одно -- он по характеру и роду деятельности всегда был больше чиновником, чем политиком. Собственно, разного рода аналитики еще до назначения прозвали его «техническим» премьером. Для Кремля, очевидно, это качество главы кабинета было и остается главным аргументом в его пользу.
Михаил Касьянов сформировал правительство будто бы по образу и подобию своему: ровное по персональному составу, умеренное в экономических реформах и, что сразу бросается в глаза, неполитическое. Настолько неполитическое, что «старшие товарищи» из Кремля пару раз из-за этого даже расстроились. Особенно сильно, когда г-н Касьянов во время прохождения Налогового кодекса через Думу обратился к президенту за политической поддержкой. В президентской администрации тогда прямо так и посоветовали правительству самому проявить инициативу, а не прикрываться политической крышей г-на Путина. Вопрос, правда, в том, что, если бы в Белом доме вдруг всерьез озаботились своим политическим влиянием, это в Кремле не понравилось бы еще больше.
Но Михаилу Касьянову как никому другому пока удается, будучи неполитическим премьером и имея неполитическое правительство, добиваться важных решений от Думы и Совета Федерации. Техничность «технического» вызывает тихое восхищение его коллег и кремлевских товарищей. Это восхищение лишь усиливается, если учесть большие вопросы по поводу дееспособности отдельных ведомств, которые возникают невзирая на политическую надежность их руководителей. Так, по оценкам кремлевских чиновников, качество поступающих из Белого дома документов по сравнению с предыдущими годами резко улучшилось, несмотря на то, что Министерство экономического развития пока не может преодолеть собственной аморфности, Минфин переживает организационный кризис, а МНС и Минэнерго откровенно бездействуют без «политических установок» сверху.
Позицию премьера один из высокопоставленных сотрудников Белого дома так охарактеризовал газете «Время новостей»: «Михал Михалыч напоминает врача-терапевта -- не режет, а не спеша вылечивает, в то время как Кириенко был больше похож на хирурга».
Общественное мнение склоняется к тому, что «терапия» г-на Касьянова свои наибольшие плоды принесла на двух направлениях -- диалоге с Думой по принятию важнейших экономических законов и собственно ситуации в экономике. Парламент, по сути, лишь раз пошел вразрез с предложениями кабинета, «завернув» отмену одного из оборотных налогов. Все другие налоговые новации, в том числе введение единого соцналога или единой ставки подоходного налога, были им приняты. Высокие шансы получить парламентское «добро» имеет и внесенный на днях проект бюджета 2001 года. Чиновники правительства отмечают, что впервые удалось наладить с Думой диалог на профессиональной основе, а не на основе политического торга.
Значительно сложнее оценить успехи кабинета Михаила Касьянова в экономике. Несмотря на все еще относительно низкую инфляцию, растущие производство, налоговые сборы и золотовалютные резервы, независимые экономисты полагают, что оценка результатов в этой сфере сильно зависит от ракурса рассмотрения.
Если оценивать действия кабинета по факту, то следует признать: власти добились небывалых успехов, сумев закрепить положительные результаты девальвации и внешнеторговой конъюнктуры. Рост ВВП за первое полугодие составил 7,3%. Сохранились и высокие темпы промышленного роста: по оценке министра экономического развития Германа Грефа, в мае они составили 10,6% к маю прошлого года, в июне -- 9,8%. Данные МЭРТ по росту инвестиций в основной капитал (а это одно из главных свидетельств продолжающегося оздоровления промышленности) таковы: 114,3% за первое полугодие 2000 по сравнению с тем же сроком в прошлом году, в том числе в июне -- 115,4%. Итоговая самооценка экономического министра достаточно высока. Первый этап реформ, начатых правительством в мае, считает г-н Греф, прошел результативно: «Мы имеем принципиально другую ситуацию в экономике. Первая часть задач правительства, поставленных перед ним президентом, выполнена на 100%».
Если оценивать действия правительства в пропорции к ожиданиям, то налицо крупные недостатки в реформировании банковской системы и нарастающие проблемы в сфере денежного обращения, обусловленные активной работой печатного станка для скупки валюты от экспортных операций. И эти недостатки, возможно, даже уравновешивают достижения нынешнего правительства.
Возможна и третья точка зрения: для «простого россиянина» важно, чтобы не росли цены, стабильно выплачивались и индексировались зарплаты и пенсии, а руководство страны вызывало доверие. В этом плане баланс первых 100 дней -- в пользу Михаила Касьянова.
Вера КУЗНЕЦОВА, Елена ЗАГОРОДНЯЯ, Андрей ДЕНИСОВ