|
|
N°112, 28 августа 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
ЮКОС остается на суше
Компания выходит из состава акционеров «Волготанкера»
В ближайшее время претерпит серьезные изменения состав акционеров крупнейшего в России нефтеналивного пароходства -- самарского АО «Волготанкер». Из состава акционеров выйдут структуры, связанные с нефтяной компанией ЮКОС, контролировавшей до последнего времени порядка 60% акций «Волготанкера».
Заявление по поводу продажи ЮКОСом своих акций было оглашено на совете директоров «Волготанкера» 25 августа. Для членов совета директоров пароходства оно стало полной неожиданностью. И неудивительно: борьбу за контроль над «Волготанкером» ЮКОС вел последние три года и пришел к поставленной цели сравнительно недавно.
Еще в 1997 году глава ЮКОСа Михаил Ходорковский (тогда он возглавлял группу «Роспром-Менатеп») отметил, что нефтеналивное пароходство является зоной стратегических интересов компании. Интерес вполне объясним: пароходство было и остается одним из главных перевозчиков нефти и нефтепродуктов. Одновременно с этим близкие к группе структуры начали скупку акций «Волготанкера».
Уже в мае 1998 года «Роспром» столкнулся с первыми проблемами. Группа, владеющая на тот момент 33% акций, попыталась провести на пост генерального директора пароходства Валерия Горчакова. Однако другие акционеры -- пул иностранных компаний во главе с кипрской Burlington Investment Ltd (управляющей средствами английского фонда Baring) и фонд имущества Самарской области -- заблокировали это решение. Иностранцы голосовали примерно 30-процентным пакетом, а ведомство -- федеральным пакетом из 20% акций.
В итоге генеральным директором пароходства выбрали Николая Строкина. Однако уже спустя год при том же раскладе сил (только «Роспром» сменили связанные с ЮКОСом «Русские инвесторы») собрание акционеров решило иначе: генеральным директором все-таки стал Валерий Горчаков. Его провели на этот пост «Русские инвесторы» при поддержке администрации области. В дальнейшем «Русские инвесторы» нарастили свой пакет до 40%, а весной 2000 года --до 60%. Т.е. к весне этого года ЮКОС практически полностью контролировал «Волготанкер».
Какие причины заставили компанию расстаться со столь тяжело доставшейся собственностью, неизвестно. В пресс-службе ЮКОСа их никак не комментируют, но признают сам факт продажи. И утверждают, что уход представителей нефтяной компании из состава акционеров пароходства благотворно скажется на процессе притока инвестиций в «Волготанкер».
Согласно самой распространенной версии, продажа акций связана с предстоящим аукционом по продаже акций нефтяной компании ОНАКО. ЮКОС, объявивший о своем участии в аукционе вместе с «Сибнефтью» и «Стройтрасгазом», может таким образом накапливать средства для предстоящей покупки.
Покупатель акций «Волготанкера» пока неизвестен, его имя объявят 15 ноября, когда пройдет внеочередное собрание акционеров пароходства. На нем должны быть утверждены серьезные изменения в составе директоров: его предстоит покинуть как минимум шести из девяти его членов. Все они представляли интересы ЮКОСа. Впрочем, не стоит исключать такого варианта развития событий, при котором уход представителей ЮКОСа будет номинальным, а вместо них появятся представители каких-нибудь офшорных компаний, аффилированных с прежним владельцем. Ведь никто не запрещает продавать акции пароходства самому себе.
Дмитрий СУРЬЯНИНОВ, Самара