|
|
N°2, 11 января 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Двуглавое правительство
Москва никому не позволит порулить в Чечне
Правительство Чеченской республики почти сформировано. Проект указа президента России о его структуре проходит последнюю обкатку в Кремле и Белом доме и, по словам министра по Чечне Владимира Елагина, 15--16 января ляжет на стол Владимиру Путину. Сегодня глава Чечни Ахмад Кадыров, представители Совбеза и главного контрольного управления президента России соберутся в московском офисе полпреда в Южном округе Виктора Казанцева, чтобы, по его словам, «решить вопрос по составу правительства, его форме и структуре». «Отдельно, -- подчеркнул г-н Казанцев, -- будет решаться вопрос по руководителю правительства. Кадыров предлагает, мы решаем». По словам полпреда чеченской администрации в Москве Шамиля Бено, «Кадыров представит 4--5 кандидатур, и все они из его команды». Глава госсовета Чечни Малик Сайдуллаев, который недавно считался главным кандидатом на эту должность, дал понять г-н Бено, в эту команду не входит.
По сведениям газеты «Время новостей» из неофициальных источников, в Белом доме склоняются к тому, что во главе чеченского правительства лучше поставить нейтрального человека. По мнению источника, это означает, что премьер не должен быть человеком из команды или тейпа Кадырова, а лучше всего, чтобы он вообще не был чеченцем. Впрочем, кто бы ни стал чеченским премьером, свободно решать финансовые вопросы он не сможет. «Для контроля за прохождением финансовых потоков в Чечне будет создана, -- сказал г-н Елагин, -- совместная рабочая группа правительства и Счетной палаты». Иначе, по его словам, «потом концов не сыщешь, в Чечне много желающих порулить финансами».
Между тем руководство Чечни старается показать, что вообще не интересуется доступом к деньгам. Из «формируемых сегодня двух уровней власти», по мнению г-на Бено, Ахмад Кадыров намерен «осуществлять политическую власть». Разработан примерный план работы и вопросы, которыми займется чеченский лидер: координация действий силовых структур, проблемы беженцев, создание информационной системы, подготовка выборов. Расслабленность военных, повсеместное взяточничество на блокпостах все более озлобляют население Чечни, считает г-н Бено, и плодят новых боевиков. Сегодня в Чечне МВД, ФСБ, ГУИН имеют, по его словам, одинаковые права «задерживать и арестовывать мирных жителей». Руководство Чечни настаивает, чтобы в Чечне работала одна силовая структура, лучше чтобы это была ФСБ.
Г-н Бено отметил, что «соседние республики, в частности Ингушетия, не заинтересованы в стабилизации ситуации в Чечне". «Ингушетия пытается играть роль щита федерализма на Кавказе, Осетия у нее эту роль оспаривает, -- сказал он, -- но все эти игры возможны, пока в Чечне нестабильно. Если чеченские беженцы потянутся домой, то Ингушетия потеряет еще и гуманитарную помощь». Г-н Кадыров, по словам г-на Бено, постарается переориентировать международные гуманитарные организации на оказание помощи собственно Чечне. Летом, уверен г-н Бено, администрации придется заняться формированием местного самоуправления, а через 2--3 года -- выборами президента.
Похоже, избранная г-ном Кадыровым роль защитника и просветителя народа может принести ему немалые дивиденды. Он может стать национальным героем, олицетворяя в сознании чеченцев ту «жесткую, но справедливую и честную власть», о необходимости которой говорил вчера г-н Бено. Чеченское же правительство будет терять доверие не только чеченцев, но и федерального центра, поскольку, отстраивая вновь и вновь то, что взорвут боевики, ухлопает на это денег не меньше, чем во время первой чеченской кампании.
Наталья ГОРОДЕЦКАЯ