|
|
N°1, 10 января 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Святочная история
Моряки получили заработанные деньги
История моряков дальневосточного "Востоктрансфлота", с 1999 года живших впроголодь в петербургском порту (их сухогрузы были арестованы), к Рождеству обернулась святочным рассказом со счастливым концом. Людям, которые так долго бедствовали из-за споров акционеров, наконец выплачена зарплата почти за два года. Сразу после рождественских праздников последний моряк из 120 членов экипажа получил на руки деньги и уехал домой, во Владивосток. Правда, для того чтобы выплатить морякам в общей сложности 1,2 млн долларов, понадобилось пустить с молотка сухогрузы.
Пять транспортов, ранее принадлежавших "Востоктрансфлоту" (затем они были переданы на баланс офшорных компаний), в 1999 г. были арестованы в петербургском порту по решению суда Приморского края, принятому в ходе судебной тяжбы акционеров "Востоктрансфлота". А так как корабли стояли на якоре, не перевозили грузы и не приносили денег владельцам, то средств для выплаты зарплаты не было.
Не было денег и на поддержание сухогрузов в приличном состоянии. Новейшие транспорты, 1989--1990 гг. постройки, постепенно превращались, как свидетельствуют их капитаны, в "консервные банки". Из-за отсутствия топлива и масел постепенно приходили в негодность главный двигатель и бортовые механизмы.
Но самое главное -- суда угрожали серьезным загрязнением акватории петербургского порта. У экипажей не было средств на откачку накопившейся в судовых цистернах нефтесодержащей смеси, и она в любой момент могла быть выброшена в Финский залив. А если бы вспыхнул пожар, тушить его было бы нечем -- не было воды и электроэнергии.
Пока шли разбирательства между акционерами, моряки голодали. Если бы не помощь деньгами и продуктами отраслевого профсоюза и петербургской администрации, то людям, лишенным средств к существованию, все это время было бы нечего есть. Профсоюз инициировал судебный процесс о взыскании зарплаты, который завершился принятием решения о продаже сухогрузов с аукциона в пользу моряков.
Пять транспортов были проданы всего за 4 млн долларов. В профсоюзе указывают, что мировая рыночная цена за одно судно такого класса и тоннажа -- от 6 до 9 млн долларов. "Многие хотели купить и перепродать сухогрузы с выгодой для себя, -- рассказывают в профсоюзе, -- но мы поставили непременное условие: покупатель должен в первую очередь выплатить долги по зарплате, а затем получить суда в собственность". Транспорты приобрела дальневосточная компания "Преображенская база тралового флота" -- она единственная дала гарантии возврата денег морякам. База намерена использовать корабли на линиях, начинающихся именно в петербургском порту, для чего регистрирует в Петербурге свое представительство. Все моряки пяти сухогрузов приглашены на работу к новому судовладельцу.
Виктор МАТВЕЕВ, Санкт-Петербург