Время новостей
     N°1, 10 января 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.01.2001
Два мира -- два Де Ниро
Сегодня в кинотеатре «Прага» премьера комедии «Знакомство с родителями»
Есть комедии, построенные по планам сразу двух башен -- Вавилонской и Пизанской. Комические нелепицы громоздятся одна на другую, и кажется уже, что хватит, под ложечкой пустота и смеяться больно, но ожидаемой катастрофы не происходит: башня кренится, но не падает. Вот это самое балансирование -- на грани дурного вкуса да и искусства вообще -- и составляет секрет фарсовых комедий, от неподражаемых фильмов с Кэри Грантом («Воспитание крошки», «Мышьяк и старое вино») до шедевров братьев Фаррелли («Король кегельбана», «Тупой и еще тупее»). «Знакомство с родителями» Джея Роуча удачно вписывается в достойную традицию. На этот раз Бен Стиллер не защемит молнией свое мужское достоинство (как это произошло с его героем в комедии «Все без ума от Мэри»), но последствия его действий будут не менее катастрофическими: приехав познакомиться с родителями своей подружки, он за короткое время затопит фекалиями лужайку перед домом, осквернит прах бабушки и спалит свадебный подарок, представлявший собой трон для молодоженов, выточенный из цельного куска дерева.

Но успех комедии Роуча даже не в изобретательных гэгах, а в идеально подобранных исполнителях двух главных ролей. Недотепа, которому посчастливилось иметь фамилию Факер, -- это, понятное дело, Бен Стиллер. А вот его антагонист, проверяющий уже не первого жениха своей дочери на детекторе лжи, -- не кто иной, как Роберт Де Ниро, справедливо считающийся одним из лучших киноактеров второй половины минувшего века. Завоевав репутацию мастера актерской игры в драмах Мартина Скорсезе («Злые улицы», «Таксист», «Бешеный бык») и в совершенстве овладев системой Станиславского--Страсберга, Де Ниро оказался в трудном положении: его карьера в большом кино началась со взлета и, казалось бы, неизбежно должна была закончиться спадом. Этого не произошло благодаря умному продюсерскому ходу: из Де Ниро решили сделать комическую суперзвезду. Комедии «Хвост виляет собакой» и «Анализируй это» стали хитами. А сказать за это спасибо надо Квентину Тарантино, который попробовал Де Ниро в комическом амплуа еще в «Джеки Браун» (1997). И пусть фильм получился неудачным, но своей способности придавать новый импульс актерским карьерам Тарантино, как выяснилось, не утратил. Теперь уже невозможно представить, как выразительная мимика Де Ниро могла в прошлом выглядеть несмешной.

В «Знакомстве с родителями» Де Ниро не просто отрабатывает роль, выгодно оттеняя своей невозмутимой внушительностью эксцентричные поступки Стиллера. Каждый жест, каждая вопросительно приподнятая бровь и скошенный на сторону скептический взгляд выглядят остроумной самопародией. Достигший вершин мастерства, Де Ниро радостно устраивает сеанс актерской магии с разоблачениями. Нечто подобное исполнял в свое время известный отечественный шоумен, демонстрировавший, как пара ужимок может превратить человека в цыпленка табака или зажженную лампочку. Минималистская техника Де Ниро -- тоньше и виртуознее, но у обоих общий корень -- актерский капустник. Просто Де Ниро умеет сделать из него искусство.

Комедия «Знакомство с родителями» обречена на роль фаворита и у зрителей, и у критиков. По крайней мере в Америке -- свыше 160 млн долларов прокатных сборов и ворох положительных рецензий. И лишь одно разочарование: от Джея Роуча, режиссера расчудесного киносериала об агенте Остине Пауэрсе, можно было ожидать чуть более сумасшедшей, жесткой и ни в какие ворота не лезущей комедии. «Знакомство» по сюжету ближе к голливудскому мейнстриму, а в финале авторы даже позволяют подпустить сентиментальную слезу и водрузить на трон семейные ценности. Но за одну ужимку Де Ниро, за один панический взгляд Стиллера можно простить и не такое.

Алексей МЕДВЕДЕВ