|
|
N°197, 29 декабря 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Империя добра
Вместо «братской семьи» в СНГ будет «старший брат»
Уходящий год ознаменовался самыми радикальными переменами в девятилетней истории Содружества независимых государств. Решающий вклад в это внесла Россия, а точнее -- смена политической элиты в Москве, проходившая на фоне второй чеченской войны.
Так называемая «антитеррористическая операция» на Северном Кавказе вкупе с еще одной, и тоже «второй» войной, но уже в Центральной Азии (Баткенские события) стали поводом для формирования новой конфигурации сил внутри СНГ. Главной задачей сотрудничества Владимир Путин назвал поиски способа противодействия расползанию по постсоветскому пространству «дуги нестабильности от Филиппин до Косова с центром в Афганистане». На практике это выразилось в военной консолидации вокруг Москвы ее ближайших партнеров внутри Содружества. В 2000 году была реанимирована структура Договора о коллективной безопасности (ДКБ) СНГ, заключенного в Ташкенте в 1992 году и, казалось, канувшего в Лету после выхода из него Азербайджана, Грузии и Узбекистана. Нынешней осенью оставшаяся в живых шестерка ДКБ -- Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия и Таджикистан -- провозгласила создание мобильных сил быстрого реагирования на трех направлениях: европейском, кавказском и центральноазиатском.
Месяц назад был учрежден и Антитеррористический центр СНГ, который с определенными оговорками объединил одиннадцать стран Содружества, за исключением Туркмении. Декларативность намерений, прежде характерная для военного сотрудничества, сменилась вдруг конкретикой -- армейскими планами и финансовыми разнарядками. При этом Москве удалось создать впечатление, что раскрываемый ею зонтик безопасности является лишь ответом на призывы о помощи, раздающиеся из дальней периферии, из Душанбе, к примеру, или из Бишкека.
С теми же столицами, где не вняли велению «московского времени», разобрались по-другому. Отказ Грузии «адекватно» ответить на пожелание российских генералов самим прикрыть грузинские тылы чеченской операции привел к одностороннему выходу России из Бишкекского протокола 1992 года о безвизовом перемещении граждан между странами Содружества.
Хотя на практике «визовому» остракизму подверглась одна Грузия, денонсация бишкекского протокола стала одним из самых серьезных свидетельств необратимости процессов внутри СНГ. Кремль продемонстрировал: с бывшими соседями по советской «коммуналке» он будет впредь рассчитываться по гамбургскому счету.
Исключения из правила возможны, но маловероятны. Союз с Белоруссией тому свидетельство, в новой славянской семье «кассу» будет держать старший брат, а сумма на личные расходы младшего будет определяться степенью его лояльности. Подобный принцип подтвержден и в отношениях с Украиной, ей позволят ровно столько, сколько нужно для умеренного выживания. За все остальное Киеву придется платить как очень дальнему родственнику. Именно таков приблизительный смысл заключенных на днях российско-украинских газовых соглашений.
В том же исключительно прагматическом духе будет выдержана и политика Москвы по отношению к соотечественникам за рубежом. Как стало известно газете «Время новостей», в Кремле готовятся к смене концепции, теперь упор скорее всего будет делаться не на поддержку их стремлений к автономии в составе иного государства, а на стимулировании русских и русскоязычных, например, в Казахстане, к переселению на обширные и неосвоенные пространства России. В этих целях рассматривается возможность бесплатного наделения их землей. Одновременно будет ужесточен порядок предоставления российского гражданства другим жителям государств СНГ, этнически не тяготеющим к России.
Аркадий ДУБНОВ