|
|
N°197, 29 декабря 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Запад становится ближе
В связи с расширением ЕС России придется взглянуть на Старый Свет по-новому
Уходящий 2000 год ознаменовался для Европы и российско-европейских отношений двумя исключительно важными событиями. Во-первых, после того, как рухнул режим Милошевича и Сербия встала на путь интеграции в европейские структуры, политический облик Старого Света приобрел однородный характер. Во-вторых, саммит Европейского Союза в Ницце принял окончательное решение о расширении ЕС и перспективном вступлении в него десяти стран Центральной и Восточной Европы, а также Мальты и Кипра.
Непосредственное соседство слабой экономически и политически, относительно малонаселенной России, с одной стороны, и динамично развивающейся, с растущими внешнеполитическими амбициями Европы -- с другой, будет иметь ключевое значение для дальнейшей судьбы российского государства и перспектив его развития.
Хотя общие перспективы российско-европейских отношений не вполне ясны, 2000 год отмечен рядом практических достижений. В первую очередь, администрация Путина решила главную из текущих проблем -- нейтрализовала последствия категорического осуждения странами ЕС военной операции в Чечне. К концу года Кремль путем значительной дипломатической активности и интенсивных контактов на высшем уровне сумел предотвратить кумулятивный эффект антироссийских настроений в Европе и даже добиться восстановления существовавших форм сотрудничества.
Заметным прогрессом стала активизация экономического диалога с ЕС. Хотя предлагаемые Россией формулы «газ в обмен на инвестиции» и «акции в обмен на долги» не вызвали заметного энтузиазма у европейских партнеров, сам факт творческого подхода можно только приветствовать.
В целом существующий уровень связей может служить стартовой площадкой для развития функционального сотрудничества России и ЕС. При этом определение стратегии двусторонних отношений не является задачей первостепенной важности. Во-первых, потому, что по числу всевозможных стратегий Россия и так уже впереди планеты всей и написание еще одного документа позволит разве что освоить бюджетные и спонсорские средства на содержание приглашенных экспертов. Во-вторых, Россия попросту не готова осознанно принять на себя ответственность за долгосрочные политические решения, а ее элита не способна к достижению столь масштабного соглашения. Поэтому начать можно с практических действий, которые, кроме всего прочего, необходимы исходя из внутренних нужд.
В настоящее время России жизненно важно решить три задачи: осуществить структурные реформы экономики; привести ситуацию с реальным соблюдением прав человека в соответствие с принятыми международными обязательствами и построить внешнюю политику исходя из объективных потребностей экономической взаимозависимости. Все это отвечает национальным интересам России не в меньшей мере, нежели требованиям, которые Европа выдвигает в контексте долгосрочного партнерства.
Ориентацию на сотрудничество с отдельными странами Европы необходимо изменить на региональное сотрудничество. Это требование становится все более актуальным с развитием реформ в Европейском Союзе, дальнейшей концентрацией полномочий в Комиссии ЕС, с возрастанием роли Европейского суда. Степень влияния общеевропейской бюрократии в Брюсселе на поведение политиков и бизнесменов стран ЕС неуклонно возрастает, а значение общеевропейских правовых норм для принятия даже самых элементарных решений близится к абсолюту. Адекватным ответом на трансформацию ЕС станет переориентация российской внешней политики на общеевропейских партнеров.
В перспективе Россия должна избавиться от ощущения цивилизационной чуждости по отношению к Западу. Но такой отказ, означающий последовательное принятие основных ценностей «большой Европы», может произойти только в результате длительного процесса сближения, осуществляемого на исключительно функциональной, практической основе. К этому, кстати, призывают и европейские партнеры России.
Тимофей БОРДАЧЕВ, старший научный сотрудник Института Европы РАН