|
|
N°192, 22 декабря 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Нужно ли увеличивать школьные каникулы?
Евгений Ямбург, директор гимназии №109, академик Российской академии образования:
-- В нашей гимназии начало зимних каникул определяется не постановлениями, а тем, что старшие лицейские классы сдают зимнюю сессию. Мы заключили договоры с восемью университетами и согласовали с их деканатами наши учебные планы. В соответствии с этим планом старшеклассники будут сдавать сессию вплоть до 29 декабря. Зато потом зимние каникулы продлятся до 15 января. И согласно закону об образовании, и уставу школы каждое учебное заведение вправе само определять сроки каникул.
Но вообще, проблема не в сроках. Каникулы -- это такой же ответственный учебный процесс, всего лишь смена детьми вида деятельности. И грамотный педагог должен думать о том, что делать в это время и как занять школьников. Работа педагогического коллектива в каникулярное время только усложняется! Например, наша гимназия будет работать практически так же, как в учебное время. У нас запланированы и работа театральной студии, и спортивные занятия, и экскурсии. Одни отправляются на экскурсии в Европу, другие -- в подмосковные биологические заказники.
Евгений Бунимович, депутат Мосгордумы:
-- Как учитель, который дает уроки, я страдаю. У меня выпадает несколько уроков из-за увеличения каникул. И мне трудно успеть с программой. Но я понимаю, что дети, конечно, счастливы, и им действительно надо дать отдохнуть. Пусть они подольше погуляют и почувствуют уникальное событие в их жизни -- смену тысячелетия.
Как человек, который занимается вопросами образования, я понимаю, что система наших каникул требует изменения. Но этот вопрос не должен решаться административно, ни мэром, ни даже президентом. Здесь надо работать не только с детьми и родителями. А в первую очередь с физиологами и психологами. Например, третья четверть самая трудная и самая длинная. И я вижу, как ребята с трудом дотягивают до каникул. Может, нам надо не зимние увеличивать, а передвигать весенние ближе к началу года.
Как законодатель я хочу напомнить, что наш либеральный закон об образовании предоставляет школе очень много прав. В частности, школа по договоренности с родителями имеет право самостоятельно составлять расписание каникул. Есть общее количество часов учебного плана. А как распределить время между учебой и отдыхом, школа решает сама. Но наша школа не очень любит иметь «необщее» выражение лица. Показательно, что, к сожалению, большинство школ своими правами пользуется крайне редко.
Геннадий Онищенко, первый заместитель министра здравоохранения, главный санитарный врач РФ:
-- Как медики, мы полностью поддерживаем идею увеличения продолжительности зимних школьных каникул. Ведь после них начинается наиболее долгая и сложная третья четверть. Дети должны перед ней как следует отдохнуть, учитывая тот уровень нагрузки, который им сегодня приходится выдерживать за партой.
Порой зимние каникулы приходятся на очень сложный в эпидемиологическом плане период и частично могут препятствовать быстрому распространению, скажем, гриппа в детской среде. Однако повсеместная привязка зимних каникул к всплескам эпидемии гриппа и ОРЗ все-таки представляется нецелесообразной. Развитие эпидемии точно прогнозировать довольно сложно, необходимо учитывать и погодные условия, и региональные особенности. Кроме того, при необходимости -- в случае преодоления эпидемиологического порога -- санитарные врачи в регионах и без того могут объявлять перерыв в занятиях, устраивая школьникам дополнительные дни отдыха.
Елена Вроно, детский психолог, кандидат медицинских наук:
-- Любое переутомление -- в особенности для не очень взрослых детей -- пагубно. В некоторых школах сейчас ведь по семь-восемь уроков даже у детей десяти-двенадцати лет. Дело даже не только в том, что им трудно усвоить тот объем знаний, который дают эти семь уроков. А и в том, что в течение такого длительного времени приходится переживать резкие смены: шумная переменка, потом 45 минут сидеть неподвижно, закончился урок -- моментально сориентироваться, собрать ранец, перебраться в другой кабинет... Есть дети, излишне чувствительные к таким психологическим перегрузкам, и таких детей достаточно много.
Другое дело, что существуют так называемые школы длинного дня, где между первыми уроками и последними делают большую паузу: с прогулкой, играми, обедом. Это, конечно, школы не государственные, они и оснащены необычным образом, и имеют другие возможности. Но это реальность для небольшого количества учеников, даже в столице основная масса детей учится в обычных школах.
Поэтому удлинение зимних каникул можно только приветствовать. Но я боюсь, что за счет этого удлинения могут укоротить летние каникулы, -- во всяком случае такие разговоры ходят. А вот это уже плохо.
|