|
|
N°192, 22 декабря 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Вступительное признание
Чтобы стать студентом, необходимо пройти тестирование на детекторе лжи
«Меня провели в криминалистическую лабораторию, -- рассказывает первокурсник Института международной торговли и права Николай Федоров. -- Это было неожиданностью с самого начала. Сказали, что я должен пройти тестирование на детекторе лжи на предмет склонности к наркомании, алкоголизму и криминалу. На столе лежал ноутбук, к которому были подключены какие-то датчики и микрофон. Мне велели сесть на стул, на котором лежала тонкая подушечка, там тоже оказались датчики, обмотали ремнями на уровне груди и живота. Один датчик, как мне потом рассказали, следит за дыханием, другой за сердцебиением. Еще три датчика прикрепили к подушечкам пальцев. Если начинаешь нервничать, отвечая на вопросы, пальцы потеют, и датчики тут же это показывают. У меня все оказалось чисто, а один мой товарищ этот тест не сдал. Его не приняли».
ИМПЭ пока единственный вуз России, где используется детектор лжи «Полиграф». Руководство считает, что институт должен гарантировать не только знания, но и отвечать за здоровье своих студентов. А потому, чтобы наркоманы и криминальные элементы не проникли на студенческую скамью, с прошлого года большинство абитуриентов проходит тестирование. Формально это дело добровольное, но отказ от проверки на «Полиграфе» обычно приводит к долгим беседам с институтским психологом, который пытается выявить, что же хочет скрыть абитуриент. Впрочем, отказы редки -- большинству вчерашних школьников интересно пройти тестирование на знаменитом детекторе. Тем не менее в эту «приемную кампанию» по результатам теста отсеяли восьмерых таких любопытных.
«Проверка идет около полутора часов, -- рассказывает заведующая криминалистической лабораторией ИМПЭ Ольга Дубачина. -- Каждый вопрос задается три раза, спустя какое-то время, чтобы не делать случайных выводов. Любая реакция отражается на дисплее. Когда абитуриент хочет что-то скрыть, но боится, что это не получится, он начинает излишне волноваться, что заметно даже невооруженным взглядом. Но в принципе на многих «Полиграф» действует гипнотически. Они понимают, что скрывать что-либо бесполезно, и спешат чистосердечно признаться. Так что, по сути, датчики подключать даже не обязательно».
Но думать, что все всегда проходит гладко, не стоит. Иногда тест дает весьма странные результаты. Например, «Полиграф» показал нейтральную реакцию на употребление наркотиков и активную на курение, при этом абитуриент уверял, что он не курит. Выяснилось, что он пробовал курить «травку», но в его представлении -- это не употребление наркотиков, а курение. А у другого тестируемого -- с виду совсем ребенка -- прибор выявил острую реакцию на алкоголь. Оказывается, этим грешил его покойный отец.
«У некоторых абитуриентов был страх перед «Полиграфом», -- вспоминает Ольга Дубачина. -- Кто-то распространил слух, что за нечестный ответ прибор бьет током. И все-таки любопытство взяло свое, причем родительское -- тоже. Некоторые родители приходили потом и спрашивали, какие проблемы выявились у их ребенка в ходе тестирования».
КИРИЛЛ ВАСИЛЕНКО