|
|
N°197, 29 декабря 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Визуальные искусства
Кроме первых трех бесспорных лидеров, остальные события расположены в произвольном порядке.
Московский архитектор Илья Уткин получил приз на 7-й архитектурной выставке, прошедшей в рамках Венецианской биеннале, -- крупнейшем в мире смотре достижений современного искусства. Пусть не за собственно архитектуру, а за архитектурную фотографию (он выставил снимки развалившихся московских домов), но это первый за всю историю архитектурных выставок и второй за всю историю биеннале приз, полученный нашим художником (в 1993 году наградили Илью Кабакова).
Издана новая «История русского искусства». Три тома, три автора -- Лев Лифщиц, Михаил Алленов и Екатерина Деготь. Это -- первая попытка подвергнуть историю отечественного искусства ревизии (в этом смысле особенно интересна третья часть, посвященная XX веку). Что получилось -- читайте во «Времени новостей» сразу после Нового года.
10 лет Галерее М. Гельмана. Дело не только в том, что она -- самая-самая, но и в том, как Марат Александрович отметил юбилей: сначала большой выставкой в Москве, потом супермегапроектом «Искусство против географии» в Петербурге. А еще он подарил Русскому музею несколько десятков вещей из своей коллекции, которые в новом году будут выставлены в отдельном отсеке Мраморного дворца. Случай беспрецедентный -- частная галерея в государственном музее!
Выставка Карла Брюллова. Она прошла сначала в Русском музее, а затем в Третьяковке. С точки зрения москвича, самое главное то, что в столицу привезли неподъемный «Последний день Помпеи».
В рамках фотобиеннале, устроенной Московским Домом фотографии, была показана ретроспективная выставка одного из самых знаменитых современных фотографов Анни Лейбовиц. Десятки снимков звезд западной цивилизации.
Покупки Зураба Церетели. Зураб Константинович в очередной раз доказал, что может многое. Например, в одиночку создать арт-рынок. На ярмарках «Арт-Москва» и «Арт-Манеж» он за десятки тысяч долларов приобрел для своего Музея современного искусства работы актуальных московских художников -- Олега Кулика, Александра Бродского, Франциско Инфантэ и др. И всем хорошо.
В ГМИИ имени Пушкина привезли два шедевра мировой живописи -- «Венеру Урбинскую» Тициана и «Искусство живописи» Яна Вермера Делфтского. Одно слово -- красота!
Две огромные выставки в Русском музее -- Казимира Малевича и его учеников. Что такое Малевич, знают уже все, так что no comments. Хотя лично я к его творчеству отношусь спокойно.
Выставка классика поп-арта и искусства XX века вообще Энди Уорхола в Эрмитаже. Первая выставка такого художника в таком объеме и в таком месте.
Храм Христа Спасителя и Гостиный двор сданы в эксплуатацию. Две самые одиозные лужковские стройки: беспрецедентные и сложнейшие проектные, инженерные и строительные усилия, немеряные деньги (в общей сложности зашкаливает за миллиард долларов), громкие скандалы (в какой-то момент были сняты главные архитекторы обоих объектов). Теперь все любуются.
И последнее -- не столько событие, сколько тенденция: за отчетный период на улицах Москвы были жестоко избиты по меньшей мере четыре арт-критика, причем двое -- именно за свои художественные убеждения. Вашего обозревателя в этом списке нет. Пока.
Николай МОЛОК