Российские производители компьютерных игр ожидают, что общий экономический подъем придаст и этой отрасли необходимое ускорение. Пока она несравнима с мировым рынком, объем которого вместе с играми для приставок должен вырасти, по оценкам маркетологов игрового подразделения Microsoft, с 8 млрд долл. в прошлом году до 15 млрд долл. в нынешнем.
До конца года российские компании собираются заработать на компьютерных играх около 10--15 млн долл., но ожидают, что начало нового тысячелетия принесет настоящий бум.
По оценкам Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ), игровому буму будут способствовать улучшение и расширение российского компьютерного парка. При этом в РОЦИТ считают не все российские персональные компьютеры (ПК), а только современные -- те, на которых по-настоящему «идут» последние версии операционных систем.
Исследователи отмечают, что в нынешнем году парк современных ПК (4,06 млн) почти достигнет объема пикового для России 1998 года (4,11 млн). И общий уровень продаж и модернизации компьютерного парка снова начинает обгонять процесс устаревания. Так, в 1997 году было продано 1,6 млн ПК, в 1998-м -- 1,07 млн, в 1999-м -- 1,2, а в нынешнем году, по прогнозам, продажи составят 1,25 млн.
Учитывая, что большинство новых ПК сразу подключается к Интернету, можно использовать данные РОЦИТ о местах подключения как источник сведений о местах их «прописки». И динамика изменения «прописки» становится все более благоприятной для игроков. В сравнении с прошлым годом увеличилось количество пользователей, подключающихся с работы (соответственно 40,5--42,5%), из дома (28,1--28,4%) и из учебных заведений (13,7--14%). Снижается выход в Сеть от знакомых (11,2--10,4%). Для сравнения: в 1990--1991 годах, когда игроки вообще не имели доступа к Всемирной паутине, дома, по сведениям ассоциации «Русский щит», играли 11%, на работе -- 17%, в существовавших тогда компьютерных центрах -- 22%, у знакомых дома -- 18%, а больше всего -- 32% -- у знакомых на работе. «Русский щит», занимающийся борьбой с пиратской продукцией, анализирует состояние рынка десятилетней давности, поскольку в то время легально изданные игры не распространялись вовсе.
Проводимое уже шестой год масштабное исследование компании «Комкон-Вектор» позволяет надеяться на рост объемов игрового рынка. А статистические материалы фирмы SpyLog, получаемые в ходе постоянного мониторинга Рунета, свидетельствуют о бурной тяге владельцев и пользователей компьютеров к новинкам игрового рынка.
Всероссийское репрезентативное исследование «Российский индекс целевых групп» проводится компанией «Комкон-Вектор» в 42 городах России и анализирует сведения, предоставленные в ходе опросов 36 тыс. человек. Они свидетельствуют, что 61,8% опрошенных увлекаются компьютерными играми и проводят за этим занятием примерно 4,2 часа в неделю. При этом более четверти игроков -- 25,4% -- открывают меню Games домашнего или рабочего компьютера по нескольку раз в день.
При этом мнение о том, что основной интерес играющих россиян сводится к стрелялкам и дракам, оказалось сильно преувеличенным. Среди выявленных исследователями предпочтений жестокие игры занимают вовсе не первые позиции. «Пострелять» любят 26,7% опрошенных, а «подраться» и того меньше -- 12,9%. Действительными же лидерами рейтинга оказались карточные игры (41,6%) и «стратегии» (30,8%).
Респондентам предлагалась возможность выбирать из нескольких вариантов, поэтому общий итог превышает 100%.
Что же касается игровых приставок, то, как показал опрос «Комкон-Вектор», эти устройства от разных производителей «прописались» в домах более 10% россиян.
Проведенное специально для газеты «Время новостей» исследование компании SpyLog, изучающей поведение «жителей» Рунета, также дает производителям и издателям компьютерных и приставочных игр надежду на рост продаж.
Менеджер проекта SpyLog Алексей Басов сообщил, что в выборку вошли 100 «домашних страниц» с наибольшей (более 150 посетителей в день) посещаемостью, использующих систему статистики SpyLog и зарегистрированных в каталоге dir.spylog.ru. Динамика посещаемости постоянно росла в сентябре--ноябре, а с начала октября составляла в среднем 3,5% в неделю.
Ядро этой аудитории (т.е. количество постоянных посетителей) составляло по всем этим «страницам» 452 тыс. пользователей. И при этом любители компьютерных игр и игровых приставок представляют собой, как показывает исследование, разные, отличающиеся друг от друга аудитории.
«Страницы» онлайновых игр (15 сайтов из выборки) привлекают примерно 10% посетителей всех игровых сайтов (42 тыс. человек) и получают более четверти хитов, т.е. заходов на «страницы». Вторую наиболее популярную группу составили «страницы», посвященные играм на приставках и их эмуляторах (6 сайтов) и привлекающие 4% посетителей (22 тыс.) и 4% хитов.
Проанализировав популярность сайтов, исследователи SpyLog выделили десять наиболее популярных, на которых можно получить самые свежие новости от разработчиков, издателей и продавцов высокотехнологических игрушек.
Самые популярные "домашние страницы", посвященные компьютерным играм Absolute Games http://www.ag.ru Omen-игры http://omen.ru/GAMES Gameport http://www.gameport.ru Wolf Magazine http://www.7wolf.net Румата. Игры он-лайн http://www.rumata.ru/games 3DFiles http://www.3dfiles.ru Gameland Online http://www.gameland.ru Daily Telegraf http://www.dtf.ru Приставочные игры на персоналке! http://pristavka.kulichki.net Counter-Strike.ru http://www.counter-strike.ru