|
|
N°192, 22 декабря 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Talk-школа
Сегодня стало понятно, что, когда бессильны родители и учителя, только психолог может прийти и реально помочь ребенку. Такие специалисты уже работают в школах, детских садах, профтехучилищах, вузах. То есть можно говорить о существовании целой службы практической психологии образования.
За недолгую историю существования в нашей стране службы психологии образования отношение к ней в педагогическом сообществе менялось. В конце 80-х многие учителя, директора школ, заведующие РОНО еще спрашивали: зачем и кому это нужно? И действительно, тогда такая служба не имела смысла -- она может нормально функционировать только в системе либерально-креативного образования, которая еще не начала складываться. Место специалиста-психолога занимал администратор или партийный контролер, а если даже психолог и присутствовал, то это напоминало улыбку чеширского кота: вроде бы есть, а вроде и нет. В 1990--1991 гг. многие поняли, что необходимость в существовании психологической службы образования назревает. Сейчас, к концу 2000-го, когда речь заходит о роли психолога в образовании, большинство удивляется: а кто же этого не знает?
Сначала служба психологии образования создавалась в основном в школах за счет «девятимесячников»: школьных психологов готовили из учителей на специальных девятимесячных курсах. Ясно, что это все-таки были не совсем психологи, просто школьным учителям прививали психологическую культуру. Пройдя курсы, учитель ориентировался уже не только в предмете, но и в психологической организации ребенка. Срочные курсы вряд ли могли дать основательную подготовку, но свою задачу они выполнили.
Сегодня в педагогических вузах и на многих психологических факультетах обучают специальности практического психолога образования. Потому что поняли -- слабый психолог в школе, скорее всего, сам будет источником конфликтов. Хороший выход из положения -- центры психологической помощи, обслуживающие целые «кусты» школ.
Психолог сегодня -- это факт, данный учителю в ощущениях. Настоящий психолог образования -- профессионал, который, я подчеркиваю, должен уметь работать не только с детьми, а с людьми вообще: и с родителями, и с учителями. И вообще в школе психологи исполняют множество ролей. Это и помощь в составлении программ развития и вариативных программ по предметам, и оценка мотивации развития у каждого отдельного ребенка. Психологи внедряют в школе принцип Выготского -- принцип зоны ближайшего развития, то есть воспитания «на вырост». Мотивация развития каждого ребенка должна оцениваться и учитываться -- его нельзя загонять в угол. Конечно, и психологическая диагностика, и психологическая коррекция остаются функциями психолога, но главное -- именно участие в развивающих программах образования. Психолог -- это не человек с тестом в руках. Тесты -- это второстепенно. Настоящий психолог -- это мастер общения, в этом и состоит его миссия.
АЛЕКСАНДР АСМОЛОВ, доктор психологических наук