|
|
N°193, 25 декабря 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Старый год -- Новый год
Воспоминания и пожелания
Накануне Нового года компании -- разработчики и издатели компьютерных игр подводят итоги и планируют свою деятельность на будущее. Газета «Время новостей» задала руководителям наиболее заметных на этом рынке фирм следующие вопросы:
1. Каков нынешний объем российского рынка компьютерных игр и следует ли ожидать его дальнейшего роста в 2001 году?
2. Станут ли российские игры доминирующими на местном рынке и когда?
3. Какие игры (по жанрам -- стрелялки, стратегии, квесты) будут определять, по вашему мнению, лицо российского рынка в будущем году?
4. Готовите ли вы выпуск продуктов, которые вы назвали самыми перспективными по жанру? Следует ли ждать появления российской игры, которая была бы такой же популярной, как Tetris, Lines или «Перестройка», и собрала бы такую же аудиторию (по количеству копий), как хит сезона-98 «Братья пилоты»?
5. Что произойдет с пиратским рынком?
Директор фирмы "1С" Борис Нуралиев и руководитель направления игровых и мультимедийных продуктов "1С" Юрий Мирошников:
1. Объем легального рынка игр мы оцениваем приблизительно в 5--6 млн долл. В 2001 году возможен рост в 1,5 раза и более, но это сильно зависит от общеэкономической ситуации в стране. Так как игры не относятся к предметам первой необходимости, их продажи определяются изменениями средней зарплаты и душевного комфорта населения.
2. На легальном рынке компьютерных игр всегда доминировали отечественные продукты. И продолжают доминировать.
3. Наиболее популярными жанрами в будущем году останутся скорее всего ролевые игры и стратегии.
4. Такого грандиозного успеха, какой был у «Пилотов» или Parkan (разработчик -- «Никита». -- Ред.), ждать не стоит. Потому что продуктов на рынке теперь в десятки раз больше. Одной из наиболее популярных игр, надеемся, станут наши «Дальнобойщики-2».
5. По нашим прогнозам, в связи с ростом самосознания населения доля пиратского рынка будет продолжать очень постепенно снижаться, как это было в 1999-м и особенно в нынешнем году. Прекращение пиратской торговли возможно только в случае активной и эффективной работы соответствующих государственных органов.
Директор компании "Никита" Никита Скрипкин:
1. По-моему, нынешний годовой объем легального рынка не превышает 2--3 млн долл. Вместе со «всем остальным» эта цифра, возможно, перевалит за 10--20 млн в год, хотя об этом нам никто из осведомленных людей не расскажет.
2. Скорее всего российские игры станут доминировать на местном рынке гораздо раньше, чем все остальные российские товары. Но доминирующими могут стать одна--три игры на ограниченное время. Любая российская игра сможет «доминировать на рынке» только как самостоятельная единица, но не как «патрон» в «обойме» российского производства. Если в России появится хороший легальный рынок, его заполнят хорошие западные издатели. Если рынок не появится, с этими же играми будут выступать локализаторы (легальные и не очень).
3. Определять лицо рынка будут те же самые игры, что и во всем остальном мире: стрелялки, стратегии, ролевые. Однако компания «Никита» всегда старалась работать на стыке жанров, и нам представляется, что будущее компьютерных игр именно за таким смешением.
4. Конечно, мы готовим хит сезона. В Новый год выходит «Parkan. Железная стратегия», которая, как мы надеемся, догонит и перегонит сразу несколько хитов нескольких сезонов. Эта игра представляет собой смесь стратегии, роботосимулятора и стрелялки, что само по себе очень хорошо воспринимается российским геймером.
5. Пиратский рынок будет процветать. И при этом все больше маскироваться под легальный. В сущности, в России они уже мало чем отличаются: цена одинаковая, одинаковый внешний вид, веб-сайты, услуги одни и те же... Сейчас пиратов еще и загонят в теплые здания за приличные витрины (слышали о закрытии «Горбушки»?), и совсем уже будет тяжело разобраться...
Вице-президент компании "Бука" Максим Михалев:
1. Могу только сказать, что предложение увеличится, и мы предполагаем, что в следующем году на рынок будет выпущено около 400 новых продуктов. В то же время платежеспособный спрос населения и его поведение будут сильно зависеть от ситуации в стране.
2. Если брать в расчет только легальный рынок, то российские игры уже доминируют, и в ближайшее время коренных изменений не произойдет. Однако в условиях конкуренции с зарубежными продуктами наша индустрия выглядит очень неубедительно, и доминировать в мировом масштабе (а значит и у себя на родине) мы научимся очень не скоро.
3. Стратегии и квесты своих лидирующих позиций не потеряют, как, впрочем, и другие жанры. Мы не считаем, что какой-то жанр может провозгласить себя королем рынка, по крайней мере в ближайшем будущем.
4. Tetris и «Братья пилоты» находятся в разных весовых категориях. На мой взгляд, если первая игра действительно может считаться основополагающей, то вторая, при всем уважении к ее создателям, знаковой не является. В прошлом году такую же аудиторию собирал практически каждый наш продукт. Наша задача состоит не только в том, чтобы концентрироваться на тех или иных жанрах, а в том, чтобы в каждом из жанров создавать продукты, способные привнести что-то новое, оригинальное, менять стандарты жанра.
5. Пиратский рынок «был, есть и будет есть». Он появился и процветает в силу весьма объективных причин, без устранения которых с ним можно только бороться, но не устранить. Как это ни прискорбно, на мой взгляд, мы еще увидим консолидацию и рост этого сектора.
Исполнительный директор компании «Кирилл и Мефодий» Алексей Локотков:
1. Объемы продаж достигают в нынешнем году докризисного уровня, и при сохранении стабильности на внутреннем рынке можно ожидать роста объемов в будущем году еще в два раза.
2. Надеяться, что российские игры станут доминирующими на местном рынке, не приходится, так как средства, затрачиваемые на разработку российскими компаниями, не могут сравниться с затратами западных разработчиков.
3. У каждого жанра достаточно почитателей, и я думаю, что интерес распределяется равномерно. Сравнивать рынок, на котором появились Tetris, Lines, «Перестройка» или «Братья пилоты», некорректно. Предложение тогда и сейчас отличается как небо и земля. У пользователя есть выбор. А в Tetris и сейчас играет миллионная аудитория. Благо он распространяется почти бесплатно.
4. Мы готовим к выпуску в начале 2001 года новую версию стрелялки, рабочее название которой «Наемная команда. Кровавый спорт».
5. Пока существует разница в цене между пиратской копией и лицензионной, пиратство будет существовать. Пока нет действенных законодательных мер по пресечению пиратства, говорить об успехе борьбы с пиратством не приходится.
Подготовил РОДИОН ЛЕВИНСКИЙ