|
|
N°197, 29 декабря 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Елка в Грозном
Чеченцы надеются, что Москва всерьез решила прислушаться к их мнению
В некоторых регионах России отметить Новый год по-русски широко и вкусно будет непросто по разным причинам. Но есть надежда, что даже в Чечне новогодние праздники не будут совсем уж напоминать пир во время чумы. Различные болезни (вирусный гепатит, туберкулез, желудочные и простудные заболевания) в республике, а также среди беженцев за ее пределами, конечно, имеются, но все-таки это не чума.
Почувствовать праздник в республике, похоже, смогут лишь дети и военнослужащие. По словам вице-премьера Чечни Исмаила Касумова, при помощи Минобразования и Фонда социального страхования России новогодние подарки получат все 189 тысяч чеченских школьников. Депутат Госдумы Асламбек Аслаханов повез в республику подарки, одежду, игрушки, книги, собранные москвичами (одной обуви там более 10 тыс. пар). Почти в каждом регионе России еще собирают посылки и для «своих» военнослужащих.
Однако не все чеченские дети получат новогодние подарки. На примерно 70 тыс. детей до 16 лет, живущих в городках беженцев в Ингушетии, по словам главы ингушского центра по приему беженцев Валерия Куксы, пока имеется всего 5,5 тыс. подарков. Причем 3 тыс. из них выделило ингушское правительство, а 2,5 тыс. -- чеченская диаспора. Эти дети хотя бы горячее питание получат на Новый год, а вот те, кто живет в Ингушетии в частном секторе, похоже, не увидят ни горячей еды, ни подарков.
Очень радуются ребята в Чечне елкам и нарядным елочным украшениям, которые во множестве присылают в республику разные меценаты. Даже в разрушенном Грозном почти в каждой школе впервые за много лет наряжают собственную елку. Мэр Грозного Бислан Гантамиров намерен поставить, на радость грозненцам, огромную ель еще и в центре города. Сегодня в Грозном нет света, воду приходится набирать даже не из колонок, а из разрывов в водопроводных трубах. «Натаскаем с утра литров 200 воды, нам на день хватает. Тем, кто на машинах, проще», -- сказала корреспонденту газеты «Время новостей» жительница Грозного. Еду, самую простую, в городе можно купить на базаре, но его часто закрывают из-за терактов. Заработать в Грозном можно лишь на продаже бензина. Собеседница корреспондента уверяет, что в каждом втором дворе есть нефтеперерабатывающие аппараты (типа большого самогонного), а добывают нефть прямо в огородах. Нефти там, говорит она, «полно, копни до 13 метров -- вот она, почти чистый бензин, немного подчистить и можно продавать». Женщина долго не могла понять, о каких деликатесах на праздничный стол идет речь. Но потом перечислила: овощи, может быть, привезут на рынок, мясо. Те, у кого есть родные в северных районах Чечни, уже сейчас потянулись к ним. Там -- в Наурском, Шелковском и Надтеречном районах -- полегче, есть свет, газ, продукты чаще перепадают с «европейского стола». Большая часть международной гуманитарной помощи оседает там: очень уж опасно конвоям забираться в центральные, а тем более южные районы республики.
Однако самое ужасное, по словам многих чеченцев, не скудная еда, не холод и всевозможные болезни, а отчаяние от непонимания того, что же происходит сегодня в Чечне. Корреспонденту газеты «Время новостей» часто говорили, что народ не понимает, кто есть кто, и одинаково боится и боевиков, и российских военных. «Одни все взрывают, стреляют среди белого дня, потом спокойно уходят в свои норы, а простые люди страдают, -- говорят чеченцы. -- Мы так ждали военных, думали, теперь все наладится, а получается, что мы просто заложники. Чуть что, сразу зачистки. Заберут мужчин, потом пойди, выкупи их. И ведь какие цены назначают -- от 500 до 2000 долларов. Вы, говорят, все бандиты, людей воруете, берете за них выкуп, так что платите, не прибедняйтесь».
Чеченское общество сегодня раздроблено. Одни, потерявшие всякое доверие к федеральному центру, не ждут в будущем ничего хорошего, даже Новый год за праздник не считают. Местные наблюдатели уверяли, что «даже многие муфтии, видя такое отношение военных к народу, готовы взять в руки оружие». Те же, кто не мыслит Чечни без России, наоборот, получили как бы второе дыхание после заявления президента Владимира Путина о том, что без самих чеченцев судьбу Чечни не решить. И появление елок в школах они воспринимают как символ наступления новой, справедливой жизни без войны.
Наталья ГОРОДЕЦКАЯ