Время новостей
     N°197, 29 декабря 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.12.2000
Театр
«Полуночники», режиссер Жозеф Надж. Спектакль, приехавший к нам на гастроли в ноябре, затмил впечатления от всех московских премьер 2000 года вместе взятых. Француз венгерского происхождения без сомнения творит театр будущего -- визуальный и метафорический. От его причудливых сценических полотен захватывает дух. На сей раз он придал работе оттенок инфернальных фокусов, разгадать которые не только театральному критику, но и иллюзионисту не так-то просто.

«Борис Годунов», режиссер Деклан Доннеллан, проект Конфедерации театральных союзов. Знаменитый английский режиссер специализируется на Шекспире. К нашему гению он отнесся так же свободно, как англичане - к своему: не стеснял себя историческими и стилистическими рамками, иронизировал, лукавил, балансировал на грани шоу-бизнеса. В результате спектакль получился изящным и легким, чего с «Борисом Годуновым» пока не случалось.

«Одна абсолютно счастливая деревня», режиссер Петр Фоменко, «Мастерская Петра Фоменко». Спектакль поставлен по повести Бориса Вахтина. Так называемая деревенская тема еще никогда не была трактована в нашем театре столь пронзительно, а главное -- без какой бы то ни было социальной подоплеки. Речь у Фоменко идет не о колхозном крестьянстве, а людях, живущих в единении с природой, не о советской деревне и Отечественной войне, а о деревне и войне вообще.

«Семейное счастье», режиссер Петр Фоменко, «Мастерская Петра Фоменко». Рядом с «Деревней» этот спектакль кажется милым пустячком, но смотришь его с истинным наслаждением. Это яркий пример того, как фоменковские рецепты театральной магии могут превратить скучный роман в увлекательное представление.

«Моцарт и Сальери», режиссер Анатолий Васильев, «Школа драматического искусства». Знаменитый затворник в очередной раз попытался стереть грань между театром и ритуалом. Точнее, эстетизировать ритуал. И очень преуспел. Глядя «Моцарта и Сальери», хочется воскликнуть: «Остановись, мгновенье!» -- и рассматривать мизансцену как фасад готического собора.

«Контрабас», режиссер Елена Невежина, «Сатирикон». Моноспектакль по пьесе Патрика Зюскинда стал триумфом Константина Райкина. Один на огромной сатириконовской сцене он держит внимание зрителей около двух часов, доказывая, что заостренность и гротеск не мешают «жизни человеческого духа», а между эстрадой и театром нет жесткой грани.

«Тарас Бульба», режиссер Андрей Жолдак, театр «Балтийский дом» (Санкт-Петербург). Спектакль молодого режиссера с Украины (чрезвычайно колоритного и похожего на Бульбу куда больше, чем артист, исполняющий эту роль в спектакле) вызвал у питерской и части московской критики бурю негодования. Он действительно несколько избыточен, но сделан удивительно талантливо. Метафоричность Эймунтаса Някрошюса, медитативность Анатолия Васильева и статичная красота фильмов Сергея Параджанова переплавлены здесь в новое эстетическое целое, аналог которому сложно подобрать.

«На дне», режиссер Адольф Шапиро, Театр-студия п/р Олега Табакова. Спектакль оказался самым урожайным на удачные актерские работы. Хороши и Олег Табаков в роли Луки, больше похожем здесь на деда Щукаря, и Александр Филиппенко, чей Сатин -- не опустившийся Пико делла Мирандола, произносящий речь о достоинстве человека, а скорее постаревший Мэкки-нож. Но лучше всех Андрей Смоляков в роли Актера. Его герою с трагически просветленным лицом странствующий утешитель не к чему, он и без него уверовал бы в какую-нибудь праведную землю.

Imitator Dei, режиссер Дмитрий Арюпин, театр «Черноенебобелое». Арюпин в чем-то похож на Наджа -- та же свобода пластических импровизаций, та же попытка стереть грань между театром драматическим и кукольным, пантомимой и модерн-данс. Разница в том, что там этот тип художника водится в изобилии, у нас он явление маргинальное. Но благодаря усилиям черно-белого театра все активнее пробивается в магистральные.

Кроме премьер и гастролей в прошедшем году было еще одно событие -- 15-летие спектакля «Братья и сестры», режиссер Лев Додин, Малый драматический театр (Санкт-Петербург). Собравшиеся на юбилейном представлении критики в антракте признались друг другу, что впервые за много лет плакали в театре и вообще испытали сильные чувства. Спектакли последних лет (и этого года в частности), сколь бы хороши они ни были, не в состоянии выдавить из зрителей и одной слезинки.

Марина ДАВЫДОВА