|
|
N°197, 29 декабря 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Власть
В этом году Министерство культуры впервые полностью выполнило свои обязательства перед подчиненными учреждениями, выплатив на все сто процентов заложенные в бюджете деньги. Тем самым как бы объявив: власть снова намерена заботиться о культуре, готова не только содержать ее материально, но и вернуть утраченные права первородства -- признать культуру делом государственной важности. Однако за покровительство, даже не слишком щедрое, приходится платить -- жертвуя, естественно, свободой. До сих пор постсоветская культура вела себя как спущенная с поводка домашняя собачка -- на свободе, конечно, погулять приятно, но кормиться сама не умеет, по хозяину скучает. Новые отношения государства и культуры еще не сложились, только будущее покажет, смогут ли они стать партнерскими, а не холопскими. Пока первые шаги власти демонстрировали лишь желание по-хозяйски навести порядок. Реальных результатов, доказывающих, что действия власти продуманы и служат ко благу, еще нет. Тем не менее меседж обществом получен, и реакция на него была весьма нервной. Цена пока не названа, но понятно, что идеальной модели -- государство за все платит, а художник порхает бабочкой и слушает только свое сердце -- не будет. Новый вектор легко вычисляется в следующих событиях (перечислены в хронологическом порядке).
Посещение президентом Путиным премьеры оперы «Война и мир» в Мариинском театре в ходе визита главы британского правительства Тони Блэра. Тем самым культурному событию был присвоен высший ранг в государственной иерархии.
Назначение 17 мая Михаила Швыдкого министром культуры РФ -- впервые чиновник этого ведомства вхож в высшие инстанции и способен проводить в жизнь волевые решения.
Назначение художественным руководителем МХАТа Олега Табакова, объявившего, что наведение порядка в театре начнется не с эстетических программ, а с выноса пустых бутылок из гримерных.
Кадровые перестановки в Госоркестре, Большом театре и московской Консерватории.
Подчинение Госкино Министерству культуры -- чего не получилось, кстати, с архивами, сохранившими пока статус-кво.
Возвращение похищенных из Русского музея рисунков Павла Филонова, последние годы хранившихся в Центре Помпиду в Париже.
Появление на Франкфуртской книжной ярмарке российского выставочного стенда -- впервые за десять лет. Стенд пока вышел бедненький, но лиха беда начало.
Уход Валентина Плучека с поста художественного руководителя Театра Сатиры -- не по его собственному желанию.
Подготовлены указы о создании системы государственного кинопроката и об акционировании киностудий (со 100-процентным участием государства), которые должны быть подписаны президентом в середине января.
Алена СОЛНЦЕВА