|
|
N°197, 29 декабря 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Большая игра в «Сухого»
Счет 3,5 млрд долларов в пользу России
Вчера в Иркутске председатель корпорации Hindustan aeronautics Ltd. (HAL) Кришна Дас Наир приобрел пакет лицензий на производство истребителя Су-30МКИ. Сумма российско-индийской сделки не разглашается, однако по неофициальным данным, она достигает 3,5 млрд долл. Таким образом, речь идет о самом крупном оборонном контракте, когда-либо заключенном между двумя странами.
По условиям сделки Индия получает право в течение 17 лет выпустить 140 истребителей для нужд собственных ВВС (без права экспорта в третьи страны). Индийские авиастроители получат из России технологии производства основных систем и узлов машины. В частности, они смогут наладить в Индии выпуск двигателя с управляемым вектором тяги АЛ-31ФП. Кроме АВПК «Сухой», ни одна авиастроительная корпорация мира не устанавливает на своих самолетах моторы такого типа. Они дают в распоряжение пилота еще одну (в дополнение к традиционным рулям) систему управления положением самолета в воздухе. Именно благодаря наличию «управляемого вектора» современные машины «Сухого» отличаются необычно высокой для сверхзвуковых истребителей маневренностью.
Даже после развертывания лицензионного производства в Индии до 60% деталей Су-30МКИ будет поставляться из России. Это, безусловно, выгодно Иркутскому авиационному производственному объединению (ИАПО), где освоен выпуск истребителя, и российской оборонной промышленности в целом. Тем не менее и индийцы рассчитывают получить за счет проекта мощный технологический импульс для своей промышленности. Для Индии, которая из-за своей ядерной программы и пограничных проблем с Пакистаном не может рассчитывать на оборонное сотрудничество с Западом, достижение самодостаточности в производстве вооружений представляется одним из национальных приоритетов. Ожидаемый рывок в этой области наверняка стал для индийского руководства решающим доводом в пользу заключения дорогостоящего долгосрочного контракта.
Индийские военные уже довольно хорошо знают Су-30МКИ, причем продвижение этой современной машины на Индостанский субконтинент протекало не без проблем.
Самолет, собственно, и был разработан специально для продажи в Индию (буквы КИ в его названии расшифровываются как «коммерческий, индийский»). Проектирование истребителя под одного конкретного зарубежного заказчика вообще-то беспрецедентное в мировом оружейном бизнесе дело. Но в середине 90-х российская оборонная промышленность, оставшись без госзаказа, таким специфическим способом решала проблему своего выживания.
В ноябре 1996 года Индия подписала с Россией контракт на поставку сорока Су-30МКИ. Объем той сделки оценивается в 2 млрд долл. К сегодняшнему дню индийцы получили 16 истребителей. Остальные должны быть поставлены до 2004 или 2005 года.
Первые восемь самолетов, которые доставлены в Индию в рамках этого контракта в апреле--мае 1997 года, еще не обладали боевыми характеристиками Су-30МКИ (разработка этой модели не была к тому времени завершена). Вместо многоцелевого самолета, который, по условиям сделки, должен был поражать цели и в воздухе, и на земле, 24-я истребительная эскадрилья, дислоцированная на авиабазе Пуна, получила перехватчики Су-30К, пригодные лишь для воздушного боя. Разработка систем борьбы с наземными целями подзатянулась. Индийская оппозиция периодически использовала этот факт для критики правительства. Отношение индийских властей с российскими авиастроителями от этого, естественно, не теплели. В конце концов на Су-30МКИ установили вооружение и авионику производства третьих стран.
Нынешний лицензионный контракт был окончательно согласован во время визита президента России Владимира Путина в Дели 2--5 октября 2000 года. Подписание его намечали на ноябрь, потом оно еще немного задержалось из-за реформы российской системы экспорта оружия (слияния компании «Росвооружение», которая вела переговоры, с «Промэкспортом»), но вчера контракт наконец-то был заключен.
По условиям сделки, индийцы могут использовать технологии производства Су-30МКИ для разработки собственных самолетов и соответствующего развития собственной индустрии. Руководство корпорации «Сухой» со своей стороны надеется, что исполнение контракта «разогреет» азиатский рынок вооружений и другие страны этого региона тоже задумаются, не купить ли им в России немножко истребителей.
Михаил КУКУШКИН