|
|
N°112, 28 августа 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Виртуальный ГУМ
За два миллиона долларов
Главный и один из старейших магазинов страны -- московский ГУМ -- решил в полной мере использовать потенциал Рунета. На совершенствование существующей с апреля «домашней страницы» его руководство выделило своей «дочке» «ГУМ Интернет» 2 млн долларов. По сути речь идет о создании виртуального ГУМа, где можно купить то же самое, что и при непосредственном посещении магазина, да еще и с 5-процентной скидкой.
Планируется, что инвестиции будут освоены за два года, однако может статься, что прибыльным проект не станет никогда. Эксперты расходятся в прогнозах успешности этой затеи.
Генеральный директор "ГУМ Интернет" Тимур Аитов рассказал газете «Время новостей», что новый сайт в отличие от сегодняшнего «плоского» будет содержать трехмерную модель ГУМа, по которой посетитель сможет «бродить», «заходить» в секции, рассматривать товар и совершать покупки. Тем, кто сомневается в качестве или соответствии размера одежды и обуви (70% гумовского ассортимента составляют именно эти товары), предоставляется возможность «отложить» товар, получить распечатку прохода к нужной секции и прикинуть, куда лучше поставить машину на местной парковке.
Тем не менее и мировой, и собственный опыт ГУМа не дает повода для оптимизма в отношении этого проекта. Первые месяцы виртуальной торговли, по словам г-на Аитова, просто «обескуражили». Сайт ГУМа посещали лишь 100--200 человек в день, при этом совершалось четыре-пять покупок. Не спасает даже скидка. Аналогичная ситуация, по словам гендиректора, и у партнера ГУМа -- европейской сети Karstadt AG. Даже поглощение вышедшего в Интернет каталога Quelle не помогло: объем реализации через Сеть составляет сейчас у Karstadt не более 1% от общего объема торговли.
Поэтому была выбрана концепция привлечения «сетевого» клиента в «кирпичный» ГУМ. Другими словами, в Интернете будет рекламироваться реальный магазин, и такой подход, считает г-н Аитов, оправдывает себя в крупных западных универмагах.
Исследование консалтинговой фирмы Ernst & Young показало, что осуществление такой «рекламной концепции» увеличивает продажи основной компании в 5--7 раз. Даже если сделать скидку на меньшее развитие Интернета в России, то можно, полагают в «ГУМ Интернет», рассчитывать на рост оборота универмага на 5%. Другими словами, ГУМ может получать к нынешним 80 млн долл. в год до 4 млн долл. дополнительного дохода.
Поскольку примерно половину площадей занимают арендаторы, им предлагается бесплатно представлять свои секции и товары в Сети. При виртуальной покупке ГУМ претендует на комиссионные в размере 15% от стоимости приобретенного.
В «ГУМ Интернет» утверждают, что, узнав об их задумке, к ним приходили ведущие западные инвесторы Рунета. Однако, увидев повышенный интерес, ГУМ решил сам раскручивать во Всемирной паутине свой брэнд и самостоятельно финансировать проект. Официального тендера на разработку дизайна не проводили -- выбор пал на департамент интернет-проектов агентства "Росбизнесконсалтинг", потому что там, как выразился г-н Аитов, «поняли задумку и с энтузиазмом взялись ее воплощать».
С утверждением Тимура Аитова о том, что «все российские электронные магазины убыточны, а потому была выбрана рекламная концепция», заочно не соглашается директор по электронной коммерции одной из крупнейших в Рунете компаний Port.ru Андрей Табуринский (к торговой системе Port.ru подключено более 250 виртуальных магазинов). Он полагает, что ГУМ «как площадка -- классное место, ведь этот брэнд известен каждому взрослому человеку». Он приводит в пример интернет-супермаркет XXL, который выходит на прибыльность. И если бы «ГУМ Интернет», говорит он, «не увлекался глупостями и не строил виртуальную модель магазина, то за счет брэнда мог бы за 2--4 года сделать эффективный бизнес-проект в 20 раз дешевле».
В свою очередь замдиректора российского представительства Boston Consulting Станислав Цырлин полагает: «Нет пока однозначного ответа, кто будет более успешным -- «чистые» интернет-магазины или выходящие в Сеть традиционные». Если же брать только российский опыт, то здесь виртуальная торговля фокусируется на книгах, фильмах, компьютерной технике, а «реально ли торговать более широким ассортиментом товара -- не очень понятно».
Нужно определить, есть ли у обуви и одежды «психологическая совместимость» с Интернетом. Во всяком случае, выход в Сеть такой известной фирмы, как Levi Strauss, закончился неудачно. Если же ГУМ рассматривает свою модель в долгосрочной перспективе, говорит г-н Цырлин, то «может быть, она и «выстрелит» через 3--4 года».
Александр ЛЕВИНСКИЙ