|
|
N°196, 28 декабря 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Два в одном
Чешское телевидение стало разнообразнее
На чешском общественном телевидении -- рождественский политический карнавал и веселый новогодний бунт. Часть коллектива отказала в доверии новому генеральному директору Иржи Ходачу. Журналисты заперлись в студии информационных программ и в течение трех суток дают в эфир так называемые альтернативные выпуски новостей. Если нажимаешь кнопку первого или второго канала ЧТ -- не знаешь, что увидишь после очередной новогодней сказки или концерта с участием вечнозеленого Карела Готта. В эфире царит неразбериха, поскольку те, кто «за» Ходача, и те, кто «против», в зависимости от собственных технических и творческих возможностей, предлагают телезрителям свое информационное меню.
53-летнего Ходача, как и предписывает закон, назначил на новую должность совет по делам телевидения, в свою очередь назначаемый парламентом. Семеро из девяти членов совета представляют две крупнейшие в стране партии -- правящая Социал-демократическая и оппозиционная Гражданская демократическая, связанные между собой подписанным два года назад соглашением о механизме совместных действий, ведущим страну к двухпартийности. Ходача отказавшие ему в доверии журналисты упрекают в том, что он человек из окружения лидера ГДП Вацлава Клауса и, следовательно, поставит телевидение под партийный контроль. Новый гендиректор, кстати, не так давно несколько месяцев руководил редакцией информационных программ ЧТ и, как считают его подчиненные, уже успел продемонстрировать всю глубину своей профессиональной некомпетентности. Бунтовщики, многие из которых не покидают здания телевидения с момента наступлений той самой роковой ночи перед Рождеством (когда информационное вещание и «раздвоилось»), добиваются отставки Ходача, считая решение совета незаконным.
Ходач, правда, пытается делать свое новое дело, как ему ни мешают. Во вторник он уволил 20 «зачинщиков беспорядков» -- они отказались подчиниться его приказу. В среду он подал на бунтовщиков в суд и сообщил, что размышляет над тем, не привлечь ли к урегулированию кризиса полицию или частные охранные службы. Новый редактор информационных программ Яна Бобошикова обещает отключить в осажденной, но не сдающейся студии свет и воду.
Общественное мнение страны, вообще-то отправившейся отмечать праздники, разделилось. В руководстве СДП и ГДП считают, что Ходач назначен «по закону» и вся проблема окрашена в личные, а не в политические цвета. Вацлав Клаус высказал мнение, что ЧТ неплохо бы поставить под контроль правительства, если журналисты и чиновники сами оказались не в силах наладить отношения. Депутаты пока отмахиваются от предложения собраться на чрезвычайную сессию: не в новогоднюю же ночь заседать! А вот либеральная интеллигенция, как ей и полагается, -- за свободу печати в самом широком смысле этого понятия. Автор знаменитого антикоммунистического манифеста «2000 слов» писатель Людвиг Вацулик написал новый документ в поддержку восставших -- «2000 слов в двухтысячном году». Увольнения Ходача в качестве единственного способа успокоения страстей потребовал министр культуры Павел Достал и лидеры набирающей популярность коалиции четырех правоцентристских партий. У здания телевидения, забыв о новогодних елках, громко требуют свободы слова несколько тысяч демонстрантов. Беспокоится и президент Вацлав Гавел: непонятно, в какой студии он будет записывать традиционное праздничное обращение к гражданам страны. Глава государства, кстати, поддержал вчера требование журналистов об отставке Ходача.
Чем бы ни окончился этот трудовой спор, конфликт неизбежно встряхнет Чехию: конечно, суть проблемы не в партийных пристрастиях Ходача и его профессиональных способностях (он в конце концов уже третий генеральный директор на ЧТ, назначаемый за последние два года). Выясняется, что механизм общественного контроля за деятельностью средств массовой информации и система взаимодействия между политиками и журналистами в республике пока, мягко говоря, далеки от совершенства, сколь бы успешной ни была десятилетняя постсоциалистическая трансформация. Когда журналисты не рассказывают о новостях, а сами «делают» новости -- это признак дурного политического тона.
Андрей СТАХОВ, Прага