Время новостей
     N°196, 28 декабря 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.12.2000
Очень похоже на еду
Как три мелких коммерсанта накормили армию мясом неизвестных животных
Расследование уголовного дела о гигантских аферах с тушенкой, поставлявшейся в Россию из-за рубежа, закончили сотрудники Следственного комитета при МВД РФ. Как оказалось, миллионы банок консервов, привезенных к нам тремя дельцами в 1997--1998 годах, были не только контрабандными, но и не пригодными к употреблению. Несмотря на это, предприниматели умудрились с выгодой распродать весь товар, причем значительная его часть ушла воинским подразделениям МВД и Министерства обороны. Вырученные же за тушенку десятки миллионов долларов были успешно «отмыты» и переправлены в зарубежные банки, в том числе и в Bank of New York.

По словам следователя СК Павла Зайцева, сейчас по тушеночному делу арестованы три человека -- учредители фирмы «Лабаз-М» Олег Клочков, Константин Саенков и Аркадий Колениченко. Для Колениченко, причем, это уже не первое столкновение с правоохранительными органами, правда, раньше ему приходилось выступать в качестве жертвы. В 1995 году неизвестные взорвали иномарку предпринимателя, и он остался без двух ног. Та история ничуть не смутила Колениченко, и спустя два года он вместе с компаньонами Олегом Клочковым и Константином Саенковым решил заняться тушеночным бизнесом.

Поиски поставщика привели дельцов на венгерский завод «Сигма Пак», занимающийся выпуском мясных консервов. Российских коммерсантов там встретили «на ура» -- ведь они согласились купить товар, который по большей части должен был идти на утилизацию. По крайне мере санэпидслужбы ни в одной стране и близко не подпустили бы такую тушенку к прилавку, поскольку и тушенкой-то содержимое банок назвать было сложно. Эксперты, изучавшие товар уже во время следствия, так и не смогли выяснить, мясо какого животного упаковывали на заводе -- по их словам, точно можно сказать, что это не говядина, не свинина и даже не курица. Ко всему прочему месиво, выдаваемое за тушенку, было изрядно разбавлено требухой, и в нем сверх всяких норм присутствовали цинк, свинец и ртуть. Единственное, что с точностью установили эксперты, -- подобные консервы нельзя есть не только людям, но и животным. Поэтому когда нашлись люди, готовые закупать миллионы банок подобной продукции, радости руководителей «Сигма Пак» не было предела. Их даже не смутило то, что российские компаньоны просили ставить на банки специальные номера, свидетельствующие о том, что товар сделан не в Венгрии, а в Молдове. А нужно это было Колениченко и компаньонам для того, чтобы избежать уплаты таможенных пошлин.

По данным следствия, вначале десятки вагонов с тушенкой шли из Венгрии в украинские города Чоп и Мукачево в адрес фирмы «Молдинтерпродукт». Когда украинские таможенники начинали оформлять все бумаги на товар, к ним "неожиданно" поступала просьба от фирмы приостановить процедуру растаможки, поскольку хозяева якобы хотят переправить консервы дальше, в Россию -- в город Кимры Тверской области. Таким образом, у тушенки терялся венгерский след, и к нам она уже поступала из Украины как товар того самого «Молдинтерпродукта». При этом Колениченко и компания представляли на груз целую пачку липовых документов: сертификаты качества на тушенку, квитанции о том, что ее получателем выступают фирмы «Топаз» и «Идал» (которые на самом деле об этом и не ведали) и свидетельства, что сделаны консервы в Молдавии «Молдинтерпродуктом». Все это не только запутывало следы, но и позволяло избежать таможенных пошлин. Дело в том, что за венгерскую тушенку надо было бы платить 20 % от ее таможенной стоимости, а коль она идет из Молдавии (входящей в СНГ), то таможенные платежи были гораздо меньше. По словам следователя, все эти документы явно имели сомнительный характер, однако представители Тверской таможни на них смотрели сквозь пальцы. Порой доходило до курьезов -- тушенка уже расходилась по торговым точкам, а в документах таможенников она числилась как все еще находящаяся на складе временного хранения для проверки. Как считают следователи, такие промашки сотрудники таможни допускали далеко не случайно, и по этим фактам даже трижды возбуждались уголовные дела, однако прокуратура их всякий раз прекращала.

Десятки же вагонов с тушенкой, благополучно миновав Кимры и местных таможенников, по большей части шли в город Александров Владимирской области. Здесь Колениченко и его товарищи, как выяснило следствие, обклеивали доселе безликие банки фирменными этикетками. Поначалу из них следовало, что сделана продукция в Кишиневе. Позже спрос на молдавскую тушенку, когда покупатели ее распробовали, упал, и дельцы стали ставить на свой товар этикетки, где производителем указывались предприятия Калининграда, Омска и даже столичный Черкизовский мясоперерабатывающий завод. Дальше товар уходил в различные мелкооптовые фирмы, сбывавшие его в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске.

Что примечательно, одним из крупнейших покупателей тушенки стала фирма «Военпром», поставившая отраву войскам Минобороны. А десять вагонов консервов ушли Внутренним войскам МВД РФ. По оценкам следователей, с июня 1997 года по август 1998 года Колениченко с друзьями привез в Россию 164 вагона (более 10 млн банок) «левой» тушенки, чья таможенная стоимость составляла 10 млн долл., а рыночная -- 30-35 млн долл. Интересно, что почти весь товар находил в России покупателей и даже пользовался из-за невысокой цены спросом. А у успешно сбывавших его дельцов была только одна проблема -- как легализовать деньги за «левый» товар. По словам следователя Павла Зайцева, с ней они тоже успешно справились -- для начала дельцы просили покупателей перечислять деньги на счета подставных фирм (зарегистрированных на утерянные паспорта) «Кламит», «Элком-трейд», «Интерстудио Принт», «Марта-Компани» и других. Затем Колениченко и его компаньоны шли к владельцам каких-нибудь легальных предприятий и предлагали заключить сделку -- коммерсанты помогают отмыть деньги и получают за это определенный процент от суммы. Для этого официальная фирма, назовем ее «А», заключала все с тем же «Кламитом» договор, по которому последний обязывался перечислить якобы за евроремонт 1 млн долл. Эта сумма передавалась фирме «А», и в тот же день она перечисляла 950 тысяч долларов на счета предприятий, уже официально принадлежащих Колениченко, Саенкову и Клочкову, якобы за работы по грузоперевозкам. Дальше «отмытые» миллионы долларов уходили в банки Латвии и США, в том числе и в Bank of New York.

Вскрыть все эти аферы сотрудникам СК удалось в сентябре 1998 года. Вскоре Колениченко, Саенков и Клочков были арестованы, и им предъявили обвинение по статьям 210 (организация преступного сообщества), 188 (контрабанда), 194 (уклонение от уплаты таможенных платежей) и 174 (легализация денежных средств). Сейчас эта троица ожидает суда.

Александр ШВАРЕВ