Время новостей
     N°195, 27 декабря 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.12.2000
Кокос от пальмы недалеко падает
Младшая туристическая "дочка" «Аэрофлота» может разделить горестную судьбу старшей
Национальный авиаперевозчик «Аэрофлот» готовит новогодний «сюрприз» для туристического рынка. Второй раз за последние три года он пытается создать не просто крупного, но суперкрупного туроператора, вроде всемирно известной фирмы Neckermann. По сведениям надежного источника, возглавить компанию с рабочим названием «Мир «Аэрофлота» (МА) предложили бывшему заместителю председателя Центробанка Андрею Козлову. Как стало известно газете "Время новостей", г-н Козлов уже назначен ее гендиректором.

Игроки и исследователи рынка по-разному оценивают перспективы компании МА. В пресс-службе «Аэрофлота» газете «Время новостей» подтвердили, что компания намерена организовать туристическую фирму и что один из вариантов названия действительно «Мир «Аэрофлота». Там не скрывают, что это вторая попытка выхода в туроператорский сегмент рынка.

Первая попытка была предпринята в 1998 году, когда на рынок стремительно ворвалась «Аэрофлот Тур Групп» (АТГ). Имея прямой доступ к самым дешевым билетам регулярного перевозчика, она сразу вытеснила на вторичный рынок до 40% фирм, ранее сотрудничавших с «Аэрофлотом» напрямую. Однако после смены руководства национального перевозчика новый менеджмент подал в Московский арбитражный суд иск о... незаконности использования названия и символики авиакомпании.

Исследовательская компания «Банко» выяснила, что номинально «Аэрофлот» был в стороне от грандиозной бизнес-затеи. Кроме того, поставщики так завышают цены на наземное обслуживание, что даже при сверхнизких тарифах на перевозку невозможно сделать общую стоимость конкурентоспособной. Переименованная в «Авиатранспортную группу», АТГ не видна сегодня на рынке.

Несмотря на уверения «Аэрофлота», что «Мир «Аэрофлота» только-только задуман, служба «Банко» сообщает, что компания уже зарегистрирована и под нее даже забронированы места на международных туристических выставках.

Исполнительный директор службы «Банко» Татьяна Чувилкина относится к новой идее «Аэрофлота» скептически. «Ни одной российской авиакомпании не удалось создать ни одной достойной туркомпании, -- сказала она газете «Время новостей». -- Кроме того, туроператор без агентской сети -- утопическая схема».

Об этом же говорит и Ирина Заболотная, заместитель директора московского филиала турфирмы «Нева», которая сегодня явно претендует на лидерство. «Агентская сеть -- это ноу-хау каждой фирмы, -- убеждена г-жа Заболотная. -- И если агенты созданы не тобой, они побегут к тому, кто даст большую комиссию». Она предполагает, что, возможно, «Миру «Аэрофлота» придется вступать в альянс с кем-то из крупных операторов, имеющих собственную сеть. «С нами точно не велись переговоры», -- сообщила она.

А Андрей Савостьянов, заместитель генерального директора Natalie Tours, полагает, что в этом году «Мир «Аэрофлота» опоздал, поскольку «отели на многих направлениях летнего сезона уже раскуплены». Тем не менее г-н Савостьянов полагает, что его приход с поддержкой «Аэрофлота» повлияет на рынок, который сегодня «очень мягкий». И все же такого влияния, как АТГ, оказать не удастся. Чтобы привлекать ценой, потребуется демпинг, а при нынешней борьбе «Аэрофлота» за улучшение финансовых показателей «долговременный демпинг невозможен».

Зато бывший менеджер «Аэрофлота», президент корпорации «Русавиа» Борис Лихачев считает, что создание турфирмы -- нормальное явление для авиаперевозчика. «У нас тоже есть турфирма -- «Русавиа-тур», -- признался он газете «Время новостей». И все же г-н Лихачев считает, что «Мир «Аэрофлота» не будет определять положение на рынке, а займется только «загрузкой собственных рейсов «Аэрофлота».

Оппонентом его создания в задуманной форме выступает председатель Московской ассоциации туристических агентств (МАТА) Павел Ременный. Он полагает, что в качестве 100-процентной «дочки» «Аэрофлота» «Мир «Аэрофлота» не будет иметь успеха на рынке, поскольку другие игроки, как и в случае с АТГ, не пойдут на передачу ему своих продуктов по приемлемой цене. Г-н Ременный приводит в пример ту же Neckermann и других западных грандов, которые создавались на основе добровольного объединения операторов. Только равноправная ассоциация может породить крупного игрока, полагает он, и говорит, что МАТА со своей стороны предпринимает шаги для создания такой суперкомпании.

Александр ЛЕВИНСКИЙ