|
|
N°195, 27 декабря 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Малер -- Прокофьев -- 0:1
В петербургской филармонии открылся Второй международный форум «Площадь искусств»
Фестиваль Юрия Темирканова начался с ажиотажа. На его открытие, состоявшееся в питерской филармонии в минувшее воскресенье, приехал Евгений Кисин, которого в Петербурге последний раз слышали пятнадцать лет назад. Тогда вундеркинд трогательно и поэтично играл Шопена. На сей раз повзрослевший Кисин выбрал для выступления с маэстро Темиркановым и его оркестром музыку Прокофьева -- Второй фортепианный концерт, самый виртуозный и наиболее сложный по мысли. Такой выбор обязывал ко многому.
С первого же прикосновения пианиста к клавишам стало ясно, что на сцене совершается в некотором роде священнодействие. Еще в юные года Кисин отличался особенным, хрустально-хрупким мировидением и такой погруженностью в мир звуков, что казалось, ему никогда не вынырнуть на поверхность обыденной реальности. Похоже, с годами он не изменился. Тем интереснее было наблюдать встречу двух таких разных и мощных артистических индивидуальностей, как Кисин и Темирканов. Один -- мистически настроенный вечный юноша, другой -- сдержанный и умудренный мэтр.
Получилось удачно -- исполнение прокофьевского концерта вылилось в захватывающее музыкальное переживание. Овации после первого отделения были громовыми.
После перерыва играли Первую симфонию Малера. Пантеизм, зовы Альп, гротесковый траурный марш и жизнеутверждающий финал -- все эти знаменитые этапы партитуры были лишь контурно намечены дирижером. Будто он устал от нее, как от хоженной-перехоженной тропинки, где заранее известен каждый поворот. Темирканов явно не желал тратить на Малера свои душевные силы. В результате темпы симфонии оказались чрезмерно спокойными, а тонус оркестрового музицирования -- пониженным. Ото сна публику пробудили лишь финальные кличи меди.
Фестиваль продлится до 6 января. В его концертах выступят Валерий Гергиев и Юрий Башмет, Геннадий Рождественский и Виктория Постникова, Наталья Гутман и Олег Крыса. Добрая половина фестивальной программы отдана совсем молодым знаменитостям, недалеко ушедшим от того возраста, в котором прославился в свое время Женя Кисин. Это юный скрипач Илья Грингольц, пианисты Александр Могилевский и Петр Лаул.
Гюляра САДЫХ-ЗАДЕ, Санкт-Петербург