|
|
N°195, 27 декабря 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Семейственность как художественный прием
«Бременские музыканты» Александра Абдулова на московских киноэкранах
Режиссерский дебют Александра Абдулова «Бременские музыканты и С°» -- мюзикл по мотивам излюбленной сказки братьев Гримм -- стал одним из самых дорогостоящих отечественных проектов последних лет. Съемки картины проходили в Египте, ЮАР, на острове Бали, в Азербайджане, в Калмыкии, а также в Петербурге и в Москве. В фильме используются новейшие компьютерные технологии, задействован звездный актерский состав.
Однако при всем при том новые «Бременские музыканты» рискуют быть воспринятыми как несамостоятельное произведение. В лучшем случае как вольная импровизация на тему знаменитого мультфильма Василия Ливанова, в худшем -- как слабое подражание ему. В фильме Абдулова действительно есть откровенная отсылка к мультфильму. Это саундтрек, основанный по большей части на привычной уже музыке Геннадия Гладкова. Однако и это довольно рискованный и неоднозначный ход. Ведь у одних знакомые песенки, спетые на этот раз голосами Ларисы Долиной, Юрия Шевчука и Леонида Агутина, вызовут радость узнавания, у других же, вероятно, -- чувство какого-то досадного несоответствия.
Сам режиссер охарактеризовал свою работу как «фильм для семейного просмотра», который будет интересен как детям, так и взрослым. Своей сказочной атмосферой фильм действительно увлечет любого ребенка. «Эстетствующей молодежи» понравятся разные постмодернистские «штучки», весьма гармонично вписанные в сюжетную канву фильма. Так, королю (Михаил Пуговкин) то снятся фрейдистские сны о похищении дочери при помощи троянского коня, то анимационные картины апокалипсиса, то танцующие в скафандрах обезьяны. «Гениальный сыщик» (Спартак Мишулин) обладает повадками терминатора, а влюбленный трубадур (Филипп Янковский) неуловимо напоминает Ди Каприо в роли Ромео.
Для людей постарше в фильме припасен отдельный сюрприз -- начальника охраны короля с профессиональной невозмутимостью сыграл Александр Коржаков собственной персоной, обнаружив недюжинное актерское дарование. Взрослые также имеют возможность насладиться -- правда, только в начале, для затравочки -- игрой признанных столпов советского кинематографа. Чтобы реализовать концептуальную для фильма идею преемственности, Абдулов ввел в свою картину новый сюжетный мотив. Старые и уже «отыгравшие свое» маститые актеры, в роли которых Александр Лазарев, Светлана Немоляева, Ольга Волкова, Олег Янковский и другие, отправляют своих детей, начинающих актеров, в странствие по миру. В составе «молодой поросли», которую папы и мамы столь беззастенчиво и как бы понарошку предлагают зрителю вместо себя, Филипп Янковский, Александр Лазарев-младший, Сергей Степанченко, Леонид Ярмольник. Эту почти семейную идиллию нарушает только «Мисс Европа-2000» Елена Рагожина, дебютировавшая в роли принцессы.
Себе же Абдулов отвел роль шута-сказочника. С завидной частотой появляясь то там, то здесь, он самозабвенно наслаждается полномочиями всемогущего творца-режиссера, при каждом удобном случае вворачивая словосочетание «моя сказка». Проповедуя концепцию семейного кино для всех поколений, он то изрекает добрые назидательные реплики, явно адресованные детям, то с мудрым видом, следя за игрой молодых актеров, удовлетворенно приговаривает: «Все повторяется, все повторяется...».
Анна СТАРОБИНЕЦ