|
|
N°195, 27 декабря 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ждите ответа
Вместо денег Александр Смоленский предложил вкладчикам позвонить ему в следующем тысячелетии
Как и было обещано, вчера Александр Смоленский выступил с обращением к вкладчикам и всем остальным клиентам СБС-Агро. Однако его заявление, анонсированное как публичная оферта кредиторам банка, не оправдало ожиданий. Вместо конкретных предложений по урегулированию долгов СБС его бывший владелец предложил 20 тысячам вкладчиков, «которые уже отчаялись вернуть свои средства», позвонить в заботливо открытые им пункты «горячей линии» в период с 1 февраля по 1 марта 2001 года. Поговорить лично со всеми страждущими г-н Смоленский, правда, не обещает, но уверяет, что «к каждому вкладчику у меня свои предложения», которые «не могут обсуждаться публично, поскольку касаются денег чужих людей».
Надо отдать должное олигарху -- его обещание «на индивидуальной основе найти взаимоприемлемое решение» звучит весьма заманчиво. Однако предложение позвонить (к чему и сводится, по сути, все его обращение) на оферту кредиторам никак не тянет и больше походит на хорошо продуманный и весьма своевременный PR-ход. Оговорка о конфиденциальности вряд ли может оправдать завесу секретности над тем, по какой схеме и из чьего кармана г-н Смоленский, собственно, и собирается расплачиваться. К слову, по имеющейся информации, для руководства банка «1 ОВК», через который г-н Смоленский рассчитывался с VIP-вкладчиками СБС, его вчерашнее обращение также стало откровением, и там сейчас лишь гадают, как Александр Павлович собирается платить «более широкой аудитории». То ли из личной «заначки», то ли за счет активов группы.
Правда, второй «источник» кажется сейчас не слишком надежным. Вчера вице-премьер правительства Алексей Кудрин, возглавляющий совет директоров АРКО, весьма кстати сообщил журналистам о том, что агентство и аудиторы KPMG выявили сомнительные сделки по выводу активов из СБС-Агро на десятки миллионов долларов.
Вице-премьер Алексей Кудрин подчеркнул, что "расследование будет идти объективно и в случае необходимости не исключается возбуждение уголовных дел". К слову, прокуратура по аналогичному поводу уже ведет дело, которое Владимир Устинов пообещал на днях взять под личный контроль.
Вероятно, обострением внимания властей к выведенным активам СБС и можно объяснить как само появление обращения г-на Смоленского, так и характерную оговорку в его тексте -- «мои возможности не безграничны». Если только новоявленный судовладелец не намекает на то, что денег на всех кредиторов СБС-Агро не хватит, и компенсацию опять получат лишь частные вкладчики, лояльность которых выгодна с политической или экономической точки зрения.
К такому же выводу склоняются и в АРКО, но оценивают его предложение «позитивно», поскольку надеются, что основатель СБС не ограничится громкими заявлениями. Как сказал газете «Время новостей» гендиректор агентства Александр Турбанов, «если у Александра Смоленского проснулось чувство долга, это можно только приветствовать. Его святая обязанность рассчитаться по своим обязательствам, и мы надеемся, что возмещение получат не один и не два десятка избранных лиц, а максимальное число вкладчиков». Агентству это на руку, поскольку улучшать условия мирового соглашения для вкладчиков ему пришлось за счет собственных 1,1 млрд руб. (Подробные комментарии руководства АРКО о новых условиях читайте в завтрашнем номере газеты «Время новостей».)
Заявление г-на Смоленского вполне может сорвать 9 февраля голосование кредиторов по мировому соглашению. Такой исход событий был бы для него весьма кстати, поскольку в случае утверждения соглашения АРКО могло бы оспаривать сомнительные сделки банка за последние три года, а не за шесть месяцев, положенных при банкротстве. В АРКО в неофициальных беседах разделяют эти опасения, отмечая «удачно» выбранный период для звонков вкладчиков. Впрочем, об истинных намерениях олигарха можно будет судить с полной уверенностью не ранее февраля. Сейчас лишь ясно, что «оферта Смоленского» вызовет накануне решающего собрания кредиторов раскол и брожение в умах вкладчиков: ведь, раздавая щедрые авансы, он умудрился не пообещать ничего конкретного.
Светлана ПЕТРОВА